Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Барышникова Анастасия Александровна
Регион: Ханты-Мансийский автономный округ
Населённый пункт: город Сургут
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение межшкольный учебный комбинат "Центр индивидуального развмтия"
Класс обучения: 11
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

0

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отмечена дипломом на сессии КИПР)

Мир через кончики пальцев

Дата публикации:

15.04.13

Категория:

Социальные проекты

Руководитель работы:

Ботнаренко Евгения Александровна

Поделиться работой в соц.сетях:


У детей с ограниченными возможностями по зрению проявляются специальные образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения. Поэтому важную роль в организации занятий с детьми с нарушением зрения играет дидактический материал. При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Актуальность данной работы заключается в том, что в России нет ни одного издательства, выпускающего адаптированные книги для слабовидящих и незрячих детей. За массовое производство таких книг пока никто не берется. Таким образом, в возрасте, когда ребенок начинает познавать мир, дети с ограниченными возможностями остаются в информационном вакууме. В решении этой проблемы, как раз и может помочь тактильная книга. Проблема: В России не отлажено производство тактильных книг, которые предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблема обеспечения слепых малышей книжками отнюдь не нова и широко рассматривается в современном мире. Ее давно и довольно успешно решают в Финляндии и Швеции. Над проблемой работают и российские тифлологи – ученые, педагоги, библиотекари. Книжки для маленьких слепых детей делают не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Ставрополе, Самаре. Задачи: Создание детских книг для слабовидящих детей дошкольного и младше школьного возраста, направленных на расширение информационного вакуума. Внедрение книг в воспитательный процесс специализированных учреждений детей дошкольного и младше школьного возраста.
Объект исследования:слабовидящие и слепые дети дошкольного и младшего школьного возраста. Предмет исследования: тактильная книга
Существует острая необходимость создания тактильных книг для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Цель: Оказание поддержки детям со зрительной патологией посредством создания тактильной книги Задачи: 1. Узнать, существует ли ну нас в городе школа, группа в д/с или класс для слабовидящих детей; 2. Исследовать психолого-педагогические особенности развития слабовидящих детей; 3. Взять интервью у преподавателей класса для слабовидящих детей; 4. Провести социологический опрос учащихся школы №44 5. Выполнить эскизы книги; 6. Продумать технологию изготовления, опираясь на особенности слабовидящих детей; 7. Подобрать материалы и инструменты; 8. Изготовить и разработать книги для слабовидящих детей; 9. Провести мастер класс среди учащихся МБОУ МУК «Центр индивидуального развития» по созданию тактильной книги.
Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн. человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн. детей. Из них инвалиды по зрению 200 млн.Актуальность данной работы заключается в том, что в России нет ни одного издательства, выпускающего адаптированные книги для слабовидящих и незрячих детей, а к сожалению в наше время продолжают рождаться слепые и слабовидящие дети, нуждающихся в защите, заботе и помощи в познании окружающего мира. И в возрасте, когда ребенок начинает познавать мир, дети с ограниченными возможностями остаются в информационном вакууме. А ведь ни для кого не секрет, что дети воспитываются на книжках. Книги помогают в развитии интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), а также влияют на эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Вот здесь как раз и может помочь тактильная книга.Чтобы узнать отношение подрастающего поколения к детям с ограниченными возможностями, нами был проведен опрос среди ста учащихся школы №44 г. Сургута. Результаты опроса показали, что большинству учащихся не безразлична судьба данных детей, и, что они готовы принимать участие в создании тактильных книг. Тактильная книга - это разноцветная книга, предназначенная для слепых и слабовидящих детей. В книге содержится обычный плоскопечатный или брайлевский тексты, ребенок может узнать сказку, познакомиться с животными, с предметами домашнего обихода, с различными инструментами с помощью объемных или полуобъемных иллюстраций. Главная функция этой книги - помочь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. С ее помощью ребенок впервые получает представление об очень крупных или наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. С помощью тактильных рисунков можно объяснить многие противоположные явления и понятия. Яркие цвета и четкие цветные контуры заставляют слабовидящего ребенка использовать остаток зрения и упражнять совместную работу глаз и рук. Наличие в книге пуговиц, шнурков, молний помогает детям развивать мелкую моторику рук. Ученые давно выяснили, что именно тактильное восприятие наиболее полно удовлетворяет потребности детей, активно расширяет их представление об окружающем мире. При общении с тактильной книгой слепой ребенок узнает в изображении те предметы, с которыми уже встречался в жизни. И на этой, уже освоенной базе познает новые. Это обогащает представления, расширяет образы в памяти. Иными словами, формируются компенсаторные возможности незрячего человека. Тактильные книжки совершенно необходимы библиотекам в школах для слепых для занятий в младших и средних классах. Детям, которые освоили бы эти книжки в раннем возрасте, стало бы легче и интереснее учиться в школе. Их мир изначально мог бы стать богаче и конкретнее. Тактильные книги делятся на два вида: • дидактические: в помощь обучению, предметные, тематические, игровые; • ассоциативные: книги-сказки и сюжетные. Существуют основные требования создания тактильных книг • избегать острых, колющих, режущих деталей, а также ядовитых материалов, которые ребенок может взять в рот; • прочность книги; • не очень большой формат книги, чтобы ребенок мог мысленно охватить всю страницу; • книга не должна быть тяжелой; • страницы должны быть мягкими, приятными на ощупь; • должно быть небольшое количество предметов на странице, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали; • цвета в изображении предметов, животных, людей должны соответствовать настоящим; • цвета не должны быть очень яркими, резкими, режущими глаза; • изображение максимально приближено к настоящим предметам; • методы изготовления: различные аппликации (ткань, дерево, бумага и др.), мягкая игрушка и т.д. В изготовлении тактильной книги выделяют несколько этапов. Первый этап заключается в представлении или придумывании тактильной книги. Работая, мы не можем сделать "видимым" каждое слово, поэтому необходимо отобрать ключевые моменты действия, персонажей, предметы, которые станут осязаемыми.. Материалы должны быть максимально приближены к действительности, чтобы дать ребенку реальное представление, ощущение. Для того чтобы выбрать тему для книги, нужно определить аудиторию: будут ли это дети дошкольного возраста или подростки. Мой взгляд остановился, на книгах, для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Потому что мне хотелось бы, чтобы дети, читая и чувствуя данные книги, познавали мир. А ведь именно в свои первые год жизни, ребенок узнает столько информации, сколько потом будет узнавать всю жизнь. Из множества тем, наиболее преобладающей и близкой для детей данного возраста, оказались мотивы о животных и любимые всем известные сказки. И поэтому мы решили рассказать ребятам о том, где же живут животные и проиллюстрировать всем известную и любимую сказку «Принцесса на горошине». При проектировании тактильной книги для детей особое внимание нужно уделить тканям и материалам. Они должны быть натуральными и экологически чистыми, по фактуре максимально приближенными к реальным, цветовая гамма должна быть естественной и в тоже время контрастной. Можно отметить, что создание необычных книг не требует специального дорогостоящего оборудования. Проделанная работа позволила всесторонне раскрыть данную проблему, реализовать цель и решить поставленные задачи. Реализация проекта даст возможность обеспечить незрячих детей книгами, которые помогут им в познании мира и развитии интеллектуальных способностей.Проведя исследование, нами было так же выяснено, что в нашем городе, есть детский садик и начальная школа для слабовидящих детей. В школе № 37 была представлена одна из книг.В конце интервью с завучем данной школы были получены положительные рецензии о нашей книге и она предложила оставить книгу на два дня в школе, чтобы показать ее учителям. Настолько она ей понравилась! После демонстрации книги в данной школе, нами был проведен еще один опрос учащихся в классе для слабовидящих детей. Результаты опроса показали, что такие книги действительно необходимы. Третья книга "Учимся считать" стала результатом. проведенного мастер класса среди учащихся МБОУ МУК "ЦИР". В заключение хотелось бы сказать, что производство тактильных книг необходимо в нашем городе, регионе, а так же в нашей стране. Проблема слабовидящих и слепых детей известна многим, но заняться ее решением вызывается не каждый. Так давай те же дадим хоть маленькую, но все-таки надежду ребятам. На наш взгляд, более глобальное изготовление/производство книг будет востребовано в любом регионе нашей страны. Изготовление или производство книг необходимо в сложившейся ситуации, потому что в детские сады продолжают поступать дети с плохим зрением. Известно это не только из статистики, но и из интервью с заместителем заведующей детского сада «Крепыш» и директором начальной школы №37 города Сургута, которым была представлена одна из книг. В создании тактильных книг могут принять самое активное участие школьники и их учителя. Книжки эти они могут делать на уроках труда или в рамках дополнительного образования. Сделать мир детей со зрительной патологией богаче, добрее и интереснее по силе любому неравнодушному человеку. Практику создания тактильных книг необходимо всемерно развивать и поддерживать. Проведенная работа позволяет увидеть этот мир детям. Думаю, можно провести аналогию: дети ->будущее и дети ->мир, значит, дети – это наш будущий мир. Скоро все будет в их руках, а пока, сделаем все, что возможно нам!
Теоретические результаты работы: Данный теоретический материал включает в себя подробные рекомендации и требования по изготовлению тактильных книг.Проблема обеспечения слепых малышей книжками отнюдь не нова и широко рассматривается в современном мире. Ее давно и довольно успешно решают в Финляндии и Швеции. Над проблемой работают и российские тифлологи – ученые, педагоги, библиотекари. Книжки для маленьких слепых детей делают не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Ставрополе, Самаре. Практическая ценность данной работы заключается в том, что дает возможность слепым и слабовидящим детям познать окружающий их мир с помощью тактильных книг. В нашем городе существует два учреждения, где есть класс и группа для детей со слабым зрением. Это детский садик «Крепыш» и начальная школа №37. Данные и будущие книги мы хотели бы передать в библиотеки данных учреждений, а буклеты с рекомендациями по изготовлению тактильных книг разослать в образовательные учреждения города Сургута. Ведь что для нас книжка с полуобъемными игрушками? Фактически просто забава, а для этих детишек – это целый мир! Однако, хотелось бы отметить, что такая книга может быть использована и в обычных дошкольных учреждениях, т.к. маленькие дети познают мир через осязательную систему. Вывод:Реализация проекта способствует расширению возможностей обеспечения незрячих и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста тактильными книгами и способствует созданию безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями по зрению.

Данная работпредставляет собой изечение проблем детей со слабым зрением и адаптации их в реальном мире. Известно, что одним из видов современных дидактических материалов, и вто же время одним из инструментовразвития  осязания, которые реально смогут помочь детям со зрительной патологией является тактильная книга, которая поможет ребенку со слабым зрением дать реальное представление об окружающем его мире, сделать его более интересным и доступным.

В проекте описаны и исследованы основные проблемы развития детей со слабым зрением, а также правила и требования по созданию тактильной книги. работа предназначена для тех. кто сталкнулся с данной проблемой и кому интересна представленная тема. В проекте также представлены рукодельные книги, выполненные автором. которые предназначены для маленьких читателей, имеющих проблемы со зрением.

в данной работе представлены такие методы, как сравнительный анализ, обобщение, работа с источниками,опрос, интервью.Комплекс данных методов позволяетвсесторонне раскрыть данную проблему, реализовать цель и решить поставленные задачи. Реализация проекта даст возможность обеспечить незрячих детей книгами, которые им помогут в познании мира и развитие интеллектуальных способностей.

 

 

 

 

 

Приложения к работе
Комментарии к работе
Продемонстрируйте Вашу книгу в приложениях к работе

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика