Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
Оценка воздействия транспорта на экологию придомовых территорий
(на примере микрорайона 13-А города Сургута)
Основные загрязнители атмосферы.
Загрязнение, согласно принятому ООН определению, - это экзогенные химические вещества, встречающиеся в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве. Под атмосферным загрязнением понимают присутствие в воздухе газов, паров, частиц, твердых и жидких веществ, тепла, колебаний, излучений, которые неблагоприятно влияют на человека, животных, растения, климат, материалы, здания и сооружения.
По происхождению загрязнения делят на природные, вызванные естественными, часто аномальными процессами в природе, и антропогенные, связанные с деятельностью человека. С развитием производственной деятельности человека, качеством жизни всё большая доля в загрязнении атмосферы приходится на антропогенные загрязнения. Антропогенные источники загрязнения атмосферы делятся на группы: промышленные предприятия, транспорт, бытовое и коммунальное хозяйства.
Целью данной работы является оценка влияния транспорта на экологию города, поэтому свое внимание мы сосредоточили, главным образом, на транспорте, как источнике загрязнения окружающей среды.
В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, оксиды азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен и некоторые другие загрязнители. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов {источники: 1,2}. По данным ГИБДД г.Сургута, на основе анализа отчётов Центров технического контроля (далее ЦТК) за 9 месяцев 2011 года, нами была составлена следующая таблица.
Таблица 1.
Результаты техосмотров автомобильного транспорта за 9 месяцев 2011 года
№ п.п. |
Наименование ЦТК |
Общее количество машин |
Несоответствие по дымности |
Несоответствие по экологическим требованиям |
Несоответствие по содержанию СО |
1. |
ООО «ЭкоСервисАвто Транс» |
11 848 |
54 |
94 |
0 |
2. |
ПТК ООО «Гран-группа» |
9 442 |
0 |
3 |
0 |
3. |
ООО «СПАТО» |
7 773 |
3 |
0 |
7 |
4. |
ООО «Знак Югра» |
4 552 |
0 |
0 |
5 |
|
Итого: |
33 615 |
57 |
97 |
12 |
Вследствие неполного сгорания углерода в моторном топливе автомобиля происходит его окисление и выброс в атмосферу. В городском воздухе окись углерода содержится в большей концентрации, чем любой другой загрязнитель. Пагубное влияние окиси углерода на здоровье человека заключается в ее способности связывать гемоглобин - белок крови, приносящий кислород к тканям человеческого организма. Так же автомобили загрязняют окружающую среду оксидами азота, жидкими углеводородами (соединения углерода с водородом) и жидкими производными углеводородов, соединениями тяжелых металлов, особенно свинца и т.д.
Состав отработанных газов и выброшенных автомобилями представлены в виде следующей таблице:
Таблица № 2.
Состав отработанных газов
Двигатели |
Состав отработанных газов, |
|||||||
N2 |
О2 |
Н2О |
СО2 |
СО |
NxОу |
СхНу |
Сажа |
|
Бензин, в % |
74-77 |
0,3-8,0 |
3-5,5 |
0-16 |
0,1-5 |
до 0,8 |
0,2-3 |
до 0,4 |
Дизель, в % |
76-78 |
2-18 |
0,5-4 |
1-10 |
0,01-0,5 |
до 0,5 |
0,09-0,5 |
до 1,10 |
Состав выбросов, в % |
75 |
3 |
5 |
11 |
5 |
0,15 |
0,5 |
н.д. |
Масса выбросов при 150 тыс. км |
15т |
0,6 т |
1 т |
2,3 т |
1 т |
30кг |
100 кг |
н.д. |
Составлена автором на основе источника [8,9,10].
Оценка воздействия транспорта на экологию придомовых территорий (на примере микрорайона 13-а города Сургута).
Изучив материалы фирм, торгующих автомобилями, статистические данные последних лет, мы убедились, что в городе Сургуте в период с 1970 по 2010 года количество автомобилей постоянно увеличивается. За 2010 год количество автомобилей в городе возросло почти на 20%. При сохранении подобной тенденции, к 2020 году в Сургуте будет свыше 350 000 единиц автотранспорта.
Автомобили - главные и загрязнители почвы. Масло и другие жидкости, вытекающие из машин, существенно загрязняют землю. Тяжелые металлы, содержащиеся в выхлопных газах, оседают на почве, что представляет особенно серьезную опасность для детских площадок и садовых участков. Кроме того, припаркованные автомашины создают повсеместное «ландшафтное загрязнение". Дворы, газоны и тротуары «захвачены» автомобилями и превращаются в бесплатные автостоянки. Показательно, что квартиры в домах, где дворы не заняты автомобилями, стоят значительно дороже, чем в аналогичных домах, дворы которых функционируют как автостоянки. Мы решили провести небольшой опрос среди граждан нашего города, результаты которого отображены в таблице № 3.
Таблица № 3.
Социологический опрос о наличии автомашин и гаражей
Есть один автомобиль |
Есть 2 и более а/м |
Есть гараж/место на стоянке |
Пользуются гаражом/стоянкой |
Ставят а/м около дома |
70 |
18 |
53 |
33 |
55 |
Вывод: По проведении социологического опроса выяснилось, что среди 100 опрошенных автовладельцев у 88% есть в наличии автомобиль, у 53% из них есть гараж либо место на стоянке; и большая часть (55%) пользуются придворовыми территориями, как своего рода стоянкой.
Мы провели исследование по определению загрязнения воздуха выбросами автотранспорта, проходящего по улице Профсоюзов, Лермонтова, Чехова, и бульвару Писателей (см. рис.).
Для определения количества выбросов вредных веществ необходимо было подсчитать количество автотранспортных средств, проходящих по каждому участку за 1 час (с 15-00 до 16-00 часов). Участок длиной 0,5 - 1 км.
Участок № 1: ул. Профсоюзов, участок № 2: б-р Писателей, участок № 3: ул. Лермонтова, участок № 4: ул. Чехова – результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Количество автотранспорта с расходом топлива за 1 час на участках контроля
Тип автомобиля |
Кол-во автомобилей за 1 час N1 (шт.час) |
Кол-во топлива Q(л) |
Кол-во автомобилей за 1 час N1 (шт.час) |
Кол-во топлива Q(л) |
Кол-во автомобилей за 1 час N1 (шт.час) |
Кол-во топлива Q(л) |
Кол-во автомобилей за 1 час N1 (шт.час) |
Кол-во топлива Q(л) |
||||
бензин |
диз. топ. |
бензин |
диз. топ. |
бензин |
диз. топ. |
бензин |
диз. топ. |
|||||
Участок 1: ул. Профсоюзов |
Участок № 2: б-р Писателей |
Участок № 3: ул. Лермонтова |
Участок № 4: ул. Чехова |
|||||||||
Легко-вые автомобили |
831 |
99,72 |
|
210 |
25,2 |
|
405 |
48,6 |
|
340 |
40,8 |
|
Грузо-вые автомобили |
44 |
13,64 |
|
7 |
2,17 |
|
62 |
19,22 |
|
7 |
2,18 |
|
Автобусы |
41 |
17,22 |
|
- |
- |
1,6 |
4 |
1,68 |
|
5 |
2,1 |
|
Диз. грузо-вые автомоб. |
13 |
|
4,16 |
5 |
|
1,6 |
22 |
|
7,04 |
3 |
|
0,96 |
Итого: |
929 |
130,58 |
4,16 |
212 |
27,37 |
1,6 |
493 |
69,5 |
7,04 |
355 |
45,08 |
0,96 |
Количество топлива (Q(л)), сжигаемого двигателями, определялось по формуле: Qi = Li *Yi, гдеL— общий путь, пройденный автомобилем за 1 час,i — вид автотранспорта,Y; — удельный расход топлива (таблица5).
Таблица 5.
Норма расхода топлива
Тип автотранспорта |
Средний расход топлива (л/100 км) |
Удельный расход топлива (л/км) |
Легковой автомобиль |
11 - 13 |
0,11-0,13 |
Грузовой автомобиль |
29-33 |
0,29 - 0,33 |
Автобус |
41 -44 |
0,41 -0,44 |
Дизельные грузовые автомобили |
31 -34 |
0,31 -0,34 |
Составлена автором на основе источника [1,5].
Общий путь L определяется по формуле Li = Ni*I, где Ni — кол-во автомобилей за 1 час,I — длина участка. Чтобы определить количество выбросов вредных веществ, мы воспользовались данными таблицы 6.
Таблица 6.
Коэффициент выбросов вредных веществ
Вид топлива |
Угарный газ |
Углеводород |
Диоксид азота (N02) |
Бензин |
0,6 |
0,1 |
0,04 |
Дизельное топливо |
0,1 |
0,03 |
0,04 |
Составлена автором на основе источника [2,3,9].
В результате получены следующие данные:
Таблица 7.
Количество выделившихся вредных веществ при нормальных условиях по каждому виду топлива на участках
Вид топлива
|
Всего (л) |
Количество вредных веществ (л) |
Всего (л) |
Количество вредных веществ (л) |
Всего (л) |
Количество вредных веществ (л) |
Всего (л) |
Количество вредных веществ (л) |
||||||||||
СО |
Углерод |
N02 |
СО |
Углерод |
N02 |
СО |
Углерод |
N02 |
СО |
Углерод |
N02 |
|||||||
Участок 1: ул. Профсоюзов |
Участок № 2: б-р Писателей |
Участок № 3: ул. Лермонтова |
Участок № 4: ул. Чехова |
|||||||||||||||
Бен- зин |
130,58 |
78,348 |
13,058 |
5,2232 |
31,15 |
18,69 |
3,115 |
1,246 |
69,5 |
41,7 |
6,95 |
2,78 |
45,08 |
27,048 |
4,508 |
1,8032 |
||
Дизе-льное топливо |
4,16 |
0,416 |
0,1248 |
0,1664 |
1,6 |
0,16 |
0,048 |
0,064 |
7,04 |
0,704 |
0,2112 |
0,2816 |
0,96 |
0,096 |
0,0288 |
0,0384 |
||
ВСЕ-ГО |
134,74 |
78,764 |
13,1828 |
5,3896 |
32,75 |
18,85 |
3,163 |
1,31 |
76,54 |
42,404 |
7,1612 |
3,0616 |
46,04 |
27,144 |
4,5368 |
1,8416 |
||
С целью выявления степени загрязненности атмосферы на придомовых территориях, мы продолжили собственное исследование на территории двора домов по улице Профсоюзов 34/1. Исследование проводилось нами в зимний период и имело целью выявить оценку влияния автомобилей, стоящих во дворе в момент прогрева и запуска двигателя.
Таблица 8.
Участок придомовой территории
по ул. Профсоюзов № 34/1 и Профсоюзов № 34
Тип автомобиля |
Кол-во |
Время на разогрев |
Время * кол-во |
Легковые |
102 |
12-15 минут |
25,5 ч. |
Грузовые (автобус) |
1 |
30 минут |
0,5 ч. |
Дизельные |
3 |
10 минут |
0,5 ч. |
Итого |
106 |
|
26,5 часа |
В таблице 8 мы видим, что когда автовладельцы прогревают свои автотранспортные средства, общее количество времени равно 26,5 часам работы одного легкового автомобиля. Если учесть, что средняя скорость автомобиля 60 км/час, то 26,5*60=1590 км. Так как на 100 км расходуется примерно 13 л бензина, то: 1590/100* 13=206,7л. Это означает, что каждую зиму при прогреве двигателя каждый день расходуется примерно 206,7 л бензина, что, безусловно, становится причиной выброса огромного количества вредных веществ в атмосферу. Используя данные таблицы 6 и результаты к таблице 8 посчитаем коэффициент выброса вредных веществ при разогреве автомобилей в зимний период на придомовой территории по ул. Профсоюзов № 34/1 и Профсоюзов № 34:
Таблица 9.
Коэффициент выброса вредных веществ при разогреве автомобилей в зимний период на придомовой территории
по ул. Профсоюзов № 34/1 и Профсоюзов № 34
Вид топлива |
Угарный газ |
Углеводород |
Диоксид азота (N02) |
Бензин |
0,6 *206,7= 124,2 |
0,1*206,7=20,67 |
0,04* 206,7 = 8,268 |
Дизельное топливо |
0,1*206,7=20,67 |
0,03*206,7=6,201 |
0,04* 206,7= 8,268 |
По степени воздействия вредные вещества подразделяют на 4 класса опасности: 1 — чрезвычайно опасные; 2 — высоко опасные; 3 — умеренно опасные; 4 — малоопасные (ГОСТ 12.1.007-76). Исходя из вышеизложенного мы пришли к выводу, что участок № 1 по ул. Профсоюзов относится к чрезвычайно опасному участку по степени воздействия вредные вещества. участок № 2 (б-р Писателей), участок № 4 (ул. Чехова) и придомовая территория по ул. Профсоюзов № 34/1 и Профсоюзов № 34 относятся к умеренно опасным. Участок № 3,что по ул. Лермонтова – высоко опасный.
Заключение
Вывод: Подводя итог нашего исследования, мы видим, что предельно допустимые концентрации некоторых газообразных веществ в атмосферном воздухе на исследуемых нами улицах и дворах достигают почти критических отметок. Так как в последнее время резко увеличивается число автовладельцев, то при дальнейшем росте автотранспорта неизбежно увеличится количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Это может влиять на увеличение заболеваемости среди населения (это уже другое исследование). Травмированность пешеходов в большей степени происходят именно во дворах. Мы предлагаем некоторые методы снижения экологического ущерба от транспорта:
1) оптимизация движения городского транспорта путём окончания строительства объездной дороги вокруг Сургута;
2) экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением: ограничить проезд автотранспорта по вышеназванным улицам в определённые часы. При этом усиливая пропускную способность дорог Нефтеюганского тракта, строительство подземных гаражей и «освобождение» загромождённой придомовой территории.
3) использовать опыт других стран и городов по регулированию движения транспорта в рабочие и выходные дни, в часы пик и обычное время;
4) строительство переходных мостов через проезжую часть по улицам Мира и Профсоюзов.
Библиографический список