Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Абрамова Анна Александровна, Нестерова Елена, Герасименко Александра, Штучкин Виктор
Регион: Волгоградская область
Населённый пункт: Волгоград
Образовательное учреждение: НОУ "Школа-интернат №7 ОАО"РЖД"
Класс обучения: 3
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

0

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отмечена сертификатом на сессии КИПР)

Загадки матрёшки

Дата публикации:

30.06.13

Категория:

Художественные и творческие проекты

Руководитель работы:

Константинова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов

Поделиться работой в соц.сетях:


Проблема: до сих пор существует много версий о происхождении матрёшки, этот факт может создать трудности по формированию вывода исследовательской работы.
Предмет исследования: виды и роспись русской матрёшки. Объект исследования: декоративные матрёшки.
Гипотеза: Можно предположить то, что матрёшка хранит в себе много секретов о происхождении и видах росписи, но несмотря на это каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрёшки.
Цель: узнать об истории возникновения декоративной матрёшки и её видах, познакомиться с технологией изготовления и росписи матрёшек. Узнать интересные факты о декоративной матрёшке.
Одним из главных результатов заключается в том, что мы самостоятельно смогли расписать деревянную заготовку матрёшки. Особое внимание хотелось бы уделить тому, что мы расписали самостоятельно нашу школьную матрёшку(символ железной дороги). Мы активно учимся проводить исследовательскую работу, которая позволяет нам узнавать много нового и интересного, конечно пока нам помогали учитель и родители, но основную информацию мы собирали самостоятельно, посещая городскую и школьную библиотеку и выбирая нужные данные из интернета, анализировать все данные, делать свои выводы, подводить итоги проделанной работы. Исследовательская работа, проделанная нами, принесла нам большое удовольствие. В процессе работы, мы не раз сказали о том, что версий происхождения матрёшки достаточное количество, но мы пришли к своему обдуманному выводу. Свой вывод мы хотели бы представить вам в виде стихотворения, которые нам понравилось в ходе сбора информации по выбранной теме : Наша русская матрёшка, Не стареет сотни лет! В красоте, таланте русском, Весь находится секрет! Ты играй, моя гармошка, Ты, подружка, подпевай, Мастеров Руси Великой, Во весь голос прославляй!!!
Работа может быть полезна всем ребятам и взрослым, которые занимаются творчеством и интересуются национальными традициями. Исследование позволит задуматься над развитием национальных традиций. Позволит развивать чувство патриотизма, гордость за русский народ.


                                 Содержание

1. Введение……………………………………………………….…………

2. Основная часть…………………………………………………………..
2.1 История появление матрёшки на Руси…….…………………………

2.2 Виды и разнообразие русской матрёшки……………………………

2.3 Матрёшка – рекордсмен………………………………………………

3. Технология изготовления и росписи русской  матрёшки…………….
3.1 Практическая работа по изготовлению матрёшки…………………..
3.2 Презентация итогов по изготовлению авторской матрёшки………..

4. Выводы исследовательской работы……………………………………

5. Список использованной литературы…………………………………..
6. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.
     Сто лет назад известный мастер
     Игрушку чудную создал.
     Игрушка – кукла расписная,

 А как назвать её не знал.

 Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

 А может на Танюшку? – ей имя подбирал.
 Красивая игрушка, как русская девчушка.
 И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт матрёшка,
Как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете,
И ей любуется весь мир!

  Очень часто мы слышим фразу «Русская матрёшка», но ни кто, ни разу не задумывался о том, действительно ли это русская игрушка.
Наша исследовательская работа посвящена наиболее известному в России сувениру, и не менее известной русской игрушке – матрёшке. Признаемся, поводом для нашего исследования послужил совершенно необычный случай, который произошёл в нашем классе.

    Однажды, наш одноклассник Виктор принёс в школу очень необычную игрушку, с виду можно было подумать о том, что это и есть матрёшка. Но она была очень необычная и похожа была на нашу матрёшку только тем, что фигурки от маленькой до большой вставлялась одна в другую, но уж слишком смешное выражение лица было у этой необычной «матрёшки». Мы долго веселились от того, что матрёшка оказалась совсем не такая, какой мы привыкли её видеть, ведь дома почти у каждого из нас есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала нас своей простотой и загадочностью. С раннего детства каждый из нас удивлялся, как из одной большой игрушки появляется ещё четыре, пять, шесть и т.д. матрёшек. С этой загадочной и волшебной игрушкой мы встречались и в детском саду, и в школе, на уроке окружающего мира. Много раз приходила мысль о том, где и когда она появилась на свет, кто её создал, кто придумал роспись матрёшек, почему она пользуется всенародной популярностью. Виктор рассказал нам о том, что это не странная матрёшка, а японский образец мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
    В этот момент наш дружный и сплочённый класс разделился на две группы, одна из которых считала что это смешная матрёшка, другая – что была уверенна в том, есть какая – то информация, которую мы не знаем, но, не смотря ни на что должны обязательно узнать. С первого класса мы знаем о том, что любую информацию о неизвестном предмете,  возможно найти несколькими способами: найти в энциклопедии, спросить у учителя или обратиться к интернет ресурсам. Так как тех, кто сомневался было достаточное количество, нами было принято решение провести исследовательскую работу, в процессе которой мы узнаем историю возникновения матрёшки, её виды и чем же матрёшки отличаются друг от друга.
      2. Основная часть исследовательской работы.

Для того чтобы достичь поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

- Узнать когда и где появилась первая матрёшка;

- Изучить литературу об истории возникновения русской матрёшки;
 Узнать, какие виды матрёшек существуют и чем они отличаются друг от друга;

- Познакомиться с произведениями устного народного творчества и творчеством детских писателей, в которых говорится о матрёшках;

- Попытаться самостоятельно расписать матрёшку и придумать нашу школьную матрёшку.
 Актуальность: Приобщение подрастающего и молодого поколения к национальным русским традициям.

  Гипотеза: Можно предположить то, что матрёшка хранит в себе много секретов, но каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрёшки.

    2.1 История появление матрёшки на Руси.
С  первых попыток найти внятный ответ о происхождении матрёшки оказалось просто невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными.
Оказалось, версий возникновения и появления матрёшки достаточное количество. Так, мы узнали о том, что общеизвестная версия такова – Матрёшка появилась в России, в конце XIX века и придумал её художник Малютин, а выточил токарь Звёздочкин в мастерской «Детское воспитание».
  Вторая версия состояла в том, что первую матрёшку изготовил русский монах, прибывший из Японии и скопировавший составную игрушку с японкой. В это же время сами Японцы утверждают. Что такую игрушку выточил неизвестный русский монах.

   Третья версия  гласила о том, что японскую фигурку привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых. Японская игрушка была с секретом, в старичке Фукуруму (Фукуруджы), о котором нам так много рассказывал Виктор, пряталась вся его семья. И когда эту игрушку показали художнику Малютину, он сделал её круглолицей красавицей с петухом в руках.
  Таким образом, мы узнали, что деревянная расписная красавица очень молода, её чуть более ста лет! Для народной игрушки – это достаточно молодой возраст.

Конечно, было интересно узнать, почему матрёшку назвали именно матрёшкой.

  Так вот название «матрёшка» могло произойти:

- От распространённого имени Маша, Маня.
- От женского имени Матрёна, которое с латинского переводится как «мать».

- От индуистской богини Матри.

 Также мы обратились к толковому словарю и были удивлены тому, что в словаре Даля нет абсолютно никаких сведений, зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Стало ясно, что от какого бы имени не произошло название «матрёшка», мы выяснили следующее:

Матрёшка – это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся куклы меньшего размера.
     2.2 Виды и разнообразие русской матрёшки.
     В процессе исследовательской работы и сбора информации о возникновении матрёшки мы обратили внимание на то, что каждая матрёшка изготавливалась в разных городах и  имела свои отличительные особенности. Какие же виды матрёшек существуют и чем они отличаются друг от друга?
    Сергиево – Посадская матрёшка – До конца 90-х годов XXI века матрёшки изготавливались в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия производство и роспись матрёшки начали расписывать мастера в Сергиевом Посаде, который считается старинным центром по изготовлению игрушек. Именно здесь, вскоре началось массовое производство матрёшки. Позже этот тип росписи был назван  Сергиево – Посадским. Первые матрёшки выглядели в виде персонажей, взятых из жизни. Они были похожи на крестьянских девушек, пастушков, а также героев сказок, басен и даже героев исторических событий. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, расписанную гуашью и порытую лаком. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки всё же стал подмосковный Сергиев Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная столица”.

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков.
 Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.

Тематика Сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным географическим положением промысла. Близость Москвы и непосредственное соседство Троице-Сергиевой Лавры, привлекающей огромное количество богомольцев, оказали большое влияние на выбор сюжетов. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Одновременно с искусством резьбы по дереву в Сергиевском посаде совершенствовалось и мастерство лепки, росписи, оформления игрушек, изготовления двигательных и звуковых механизмов.

Прочное место в сюжетах Сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Постепенно формировались основные темы кукол, ставшие своеобразным Сергиевским каноном.

С начала 80-х годов прошлого столетия в результате обострения конкуренции со стороны частных игрушечных фабрик на промысле начался период упадка. На это обратило внимание Московское губернское земство. В 1890 –х годах земство оказало помощь в сохранении стабильного развития кустарного производства, в том числе и игрушечного. На промысел были приглашены профессиональные художники, педагоги, экономисты, которые впервые попытались разобрать новые образцы игрушек на серьезной научной основе. Для улучшения состояния промысла в Сергиевом Посаде в 1891 году была открыта учебно – показательная мастерская под руководством В.И. Боруцкого.

Таким образом, к моменту появления разъемной точеной фигурки история Сергиевского игрушечного промысла уже насчитывала около двух столетий.
    Загорская матрёшка – имеет более округлую форму, в сарафанчике,   кофточке с вышивкой, платке, переднике с нежным узором или цветами.

Эти несложные узоры местные мастера называли пеструшкой.
В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального авторского художественного творчества.
 В 1913 году большинство мастеров – мастера, занимающиеся изготовлением и росписью матрёшек, объединились в артель. Окончательно же, загорский стиль росписи матрешки( как его стали называть после переименования Сергиева Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

При упоминании о загорской  матрешки перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, которые были расписаны сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

 

     Семёновская матрёшка.
 На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”.

Эти матрешки заметно потеснили загорскую, что имело свои причины.

 Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно в городе Семёнов родилась знаменитая хохломская роспись, в рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древне Руси. Семёновская матрёшка имеет стройную, вытянутую форму. Она отличается от всех матрёшек большим и очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливается соками трав, становится более плотным, красочным и живописным. В росписи используются такие яркие цвета, как малиновый, фиолетовый, зелёный. Семёновские мастера всегда изображают матрёшек бойкими девушками в ярких шалях. У них немного удлинённое лицо, губки бантиком и малиновый румянец. В 1953 году семёновкие матрёшки  впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в городке  Меринов и Семенов по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и безболезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.

Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других матрёшек,  своей много местностью; в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в городе  Семёнов была выточена самая большая 72- мастная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.
    Вятская матрёшка.

 Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки – родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Жители Вятки и окрестных деревень с давних времён занимались изготовлением игрушек. Особой особенностью вятской деревянной куклы являлось то, что художники изображали её голубоглазой девушкой – северянкой, с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо Вятской матрёшки очень мило и приветливо. Многие считают, что она настолько мила, что завораживает и притягивает абсолютно любого человека.
      2.3 Матрёшка – рекордсмен.
      Крупнейшая в мире матрёшка, занесённая в книгу рекордов Гиннеса,  находится в китайском городе Маньчжурия. Её высота 30 метров. Это огромное здание, в котором расположены кухни и залы для развлечений. Вокруг основной матрёшки построены ещё восемь подобных, но меньших по размеру, «зданий – матрёшек», а также 200 маленьких матрёшек с изображением 200 знаменитых людей со всего мира. Маньчжурия, то место, куда съезжаются многие туристы полюбоваться красотой матрёшки и её величием. К сожалению, в данный момент, мы можем только любоваться этим архитектурным сооружением с помощью фотографий т видео, но настанет тот день, когда мы сможем самостоятельно посетить это интересное и великое место.

       3. Технология изготовления и росписи русской  матрёшки.
            В процессе нашей исследовательской работы, мы узнали много интересных,                                  познавательных и развлекательных фактов. Самое главное, мы выявили основные версии происхождения матрёшки. Узнали об основных видах росписи матрёшек, а самое главное мы выяснили то, что каждый орнамент на деревянной кукле зависит только от того, в какой области   она изготовлена и расписана.

После проделанной  теоретической работы, мы решили самостоятельно расписать матрёшку, ведь в начале исследования   предположили, что каждый человек может стать мастером по росписи матрёшки.
   Признаемся, работа по расписыванию матрёшки требует кропотливой и слаженной работы, а самое главное большого терпения. У каждого мастера есть свои секреты по изготовлению красавицы – матрёшки. Для изготовления матрёшки, как правило, выбирают такие деревья, как липа, берёза и осина. Самое главное требование – на дереве не должно быть ни одного сучка. От мастеров можно часто услышать фразу: «Дерево должно звенеть». По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрёшку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того, чтобы поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по её поверхности, затем её сушат. Только после этого начинается процесс, после которого каждая матрёшка приобретает свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уже затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая матрёшку, используют гуашь, акварель или акриловые краски. После раскраски матрёшек лакируют. Под слоем блестящего лака краски приобретают особую яркость.
      3 .1 Практическая работа по изготовлению матрёшки.
  После проведения теоретической работы, мы приступили к изготовлению своей матрёшки.
    Наша работа  началась с того, что   в магазине родители приобрели нам деревянные заготовки наших будущих матрёшек. Посоветовавшись с учителем, мы пришли к обоюдному решению сначала попробовать расписать бумажный шаблон. Для этого на уроке изобразительного искусства мы расписали бумажный шаблон нашей будущей матрёшки и в конце урока организовали выставку расписанных матрёшек.  Матрёшки получились одна краше другой!
     Теперь предстояла работа гораздо сложнее, мы приступили к расписыванию деревянных заготовок. Сначала, мы покрыли будущих матрёшек клеем ПВА смешанным с белой гуашью. Дождались пока клей с гуашью высохнет и нанесли ещё один слой.

     После этого нанесли разметку предполагаемого рисунка  на подготовленную заготовку. Нам показалось, что это самая тяжёлая работа в ходе всей исследовательской работы, потому что мы понимали, что практическая работа – это итог всей проделанной работы, а итог должен объединить в себе все поставленные цели и показать тот результат, к которому мы пришли.

Когда разметка была нанесена, предстояла ещё более кропотливая работа – расписывание наших авторских матрёшек. Для расписывания мы использовали гуашь и акриловые краски, кисти нам понадобились разных размеров, в основном это были кисти №3, №2,№1. Такие мелкие детали, как глаза, губы, брови мы расписывали тонким маркером, а у самой маленькой матрёшки – чёрной гелевой ручкой.
  Работа по расписыванию матрёшки заняла у нас очень много времени и труда, работа была  сложная, а сколько много  радости и удовольствия она нам принесла!



      3.2 Презентация итогов по изготовлению авторской матрёшки.
    Наша большая гордость заключается в том, что являемся учениками школы – интерната №7 ОАО «РЖД» города Волгограда.  Конечно же, мы не могли  не придумать и не расписать символ нашей школьной матрёшки. Какой она должна быть, наша школьная матрёшка? Она должна быть с такими чертами лица, глядя на которое  люди поняли бы как престижно, быть железнодорожником, и что на железной дороге работают очень ответственные и трудолюбивые люди. И конечно самый главный атрибут каждого железнодорожника – форма работника железнодорожного транспорта. Собрав все требования в единую цепочку, мы расписали нашу школьную матрёшку. Мы знаем о том, что каждая профессия важна и нужна на железной дороге, и для того чтобы не обидеть никого мы дали имя нашей матрёшке – Железнодорожник, вместив в это имя каждого человека, который трудится на благо людей.
  Таким образом,  возможно сделать вывод о том, что каждый человек может самостоятельно расписать матрёшку, тем самым изготовить свою, авторскую матрёшку. Наша гипотеза доказана.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Добавили работу, но не можем найти куда вписать ещё троих моих одноклассников, которые со мной проводили исследование. Ученики 3 класса - Герасименко Александра, Штучкин Виктор, Нестерова Елена. Заранее спасибо, если поможете с вопросом.

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика