Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
В 2011 году во время экспедиции я побывала на севере нашего района в деревне Надуй на реке Муре. При въезде в деревню на мраморной табличке я прочла следующее: «Здесь проживало до 1953 года более 300 человек в согласии любви и уважении. В Память родителям Попову Ивану Зиновьевичу и Аксиньи Кондратьевне и брату отца Андреян Зиновьевичу и сестре Таисье Зиновьевне и их семьям вечная память всем Поповым Рожковым Рукосуевым Захряпиным Колпаковым и всем остальным жившим в то время. Здесь бедою для них стала война 1941-1945. Добрые люди сохраните эту память в веках не осудите, не оскверните, не огорчите ее[1]». Эта надпись заинтересовала меня и мне захотелось узнать историю Надуя, тем более, что красота места, где находилась деревня, очаровала меня. Мне представляется важным составить летопись Надуя и сохранить его историю для потомков. Цель исследования: восстановить историю деревни Надуй на Муре. Задачи: 1.Выявить и проанализировать архивные и литературные источники о Надуе.2. Встретиться со старожилами Надуя и записать их воспоминания.3. Составить летопись деревни, отразить основные вехи её развития.4. Выявить особенности уклада жизни и быта надуйцев.
Деревня Надуй или Надуйское располагалось на левом берегу реки Муры, в 8 верстах от деревни Червянской. Надуй находился в очень красивом месте.
Первое упоминание о Надуе, найденное в архиве, на сегодняшний день, содержится в «Списке прихожан Чунской Петропавловской церкви Енисейского духовного правления 1789 год»: «В Надуйской деревне 2 дома: Максим Ипат Попов (68 лет) и Ипат Федоров Попов». Это позволяет предположить, что деревня возникла не ранее середины XVIII века, т. к. в 1725 г. в «Списке русских деревень, расположенных в Енисейском уезде» на Муре имеются только заимки: Рукосуева, вверх по реке Муре, в 40 верстах от устья и Монастырская заимка, на р. Муре, в 80 верстах выше предыдущей. Выше Монастырской заимки (Червянки) деревень нет. В XVII веке на река Муре, в районе села Червянки и Надуя (Мурской волости) кочевали тунгусы рода топорков. Они были приписаны к Рыбенскому острожку в низовьях Ангары. По материалам ясачной ревизии 1782 г. эвенки Мурской волости считались полностью крещеными. В 1832 году чунские тунгусы перешли на оседлость и были приписаны к разряду государственных крестьян. В мурских деревнях Коноваловой, Надуй, Червянка, Бидей поселилось 97 чел. (11 дворов) Тунгусы, поселившиеся в Надуе, ассимилировались с русскими. Жители Надуя всегда поддерживали тесную связь с кочевавшими эвенками и с жителями стойбищ на Бродовой и Омуте. Практически все население Надуя имело примесь эвенкийской крови. Надуйцы, как и жители Червянки и Коновалово называют себя «мурашами», по названию реки Мура. Деревня относилась вначале к Пинчугской волости, Енисейского уезда, с 1908 года к вновь образованной Червянской волости, с ноября 1908 года к Выдринской волости Канского уезда[2], а с 1913 года к Неванской волости. С 1926 года к Шиткинскому району. Надуй относился к Червянскому сельскому Совету. Жители Надуя в основном носили фамилии Поповых, Рукосуевых, Колпаковых, Рожковых и Захряпиных. Эвенки, поселившиеся в Надуе, брали эти же фамилии при крещении.
Население и основные занятия жителей Надуя.
Население Надуя, как, и в других деревнях нашего края, росло медленно. Динамика роста, а с 1948 года уменьшение числа жителей см. в Приложении. Основными занятиями жителей Надуя были охота, рыбная ловля и земледелие. Охотой занимались все мужчины. Охотничьи угодья находились по тракту в сторону Березово. В зимнее время добывали сохатого, белку, зайцев, глухарей. Охотничью добычу в начале XX века вывозили на Ангару. Еще одним занятием жителей деревни было рыболовство. Ловили сетями, мордами. И зимой и летом на столе была рыба.
До революции и позднее, до образования колхоза жители Надуя, выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень. Поля были недалеко от деревни, в 1,5 км. от кладбища. На один двор, в среднем приходилось 3,5 десятины[3] земли, на «бойца» 2.3 десятины. Это - намного меньше, чем в деревнях в бассейне Чуны. Больше сеяли рожь. Ячменя сеяли мало. Пшеницу стали выращивать на Муре лишь с 80-х годов XIX века. В начале XX века на Муре пахали землю под посевы в основном «исключительно рогалюхами и колесухами. Бороньба здесь производится плетеными из березы или черемухи боронами». До образования колхоза зерновые выращивали только для себя, своей семьи. Основным занятием тогда все-таки была охота. В огородах сажали картофель, брюкву, огурцы, морковь, капусту, лук. Кроме этого на огородах выращивали коноплю и табак.
Торговля.
До революции в Надуе, Червянке, Коновалово вел торговлю Борис Абрамович Чиханский, самый богатый в этих местах купец. Кроме него торговлей занимался Лука Прокопьевич Коновалов. После революции жители сдавали пушнину в «Заготпушнину» в Червянке. Хотя в деревне после революции не было ни магазина, ни лавки, регулярно приезжали заготовители, принимали пушнину и обменивали ее на «провиант» (охотничьи припасы).
Пути сообщения.
В 1908-1912 г.г. при прокладке Енисейским Переселенческим управлением дороги «Тайшет – Дворец на Ангаре», носящего у чунарей название «царского», было построено ответвление дороги до д. Надуй на Муре. (50 верст от д. Березовой). Кроме этого, Надуй был связан через Червянку с деревней Дворец на Ангаре. Кроме колесных дорог Надуй с Червянкой и Коновалово был связан водным путем по реке Муре, жители сплавлялись на деревянных лодках - «шитиках», на лодках же перевозили колхозное зерно в Червянку, назад шли на веслах.
Почтовое сообщение и медицинское обслуживание.
Почты в Надуе не было, после постройки тракта Дворец – Тайшет, появилось почтовое сообщение с Тайшетом. До почтовой конторы было 260 верст. В годы Советской власти, вплоть до ликвидации Надуя, почту отправляли через Червянку, Шиткино. Участковая лечебница располагалась в 400 верстах в с. Богучанском. Но в Надуй эпизодически приезжал фельдшер и проводилась вакцинация как надуйцев, так и кочевавших эвенков. В 1884, 1885, 1887 годах ставились прививки против оспы. Зачастую жители Надуя даже в начале XX века обращались за медицинской помощью к эвенкам с Бродового и к местному знахарю Захряпину Дмитрию Никитичу, которого в деревне звали колдуном, «шаманом». По воспоминаниям старожилов, он свои знания никому не передал, поэтому умирал очень тяжело. Лишь, когда на крыше, ломом пошевелили «князек», то « у него дух вышел). В 1920 г. Червянке был образован фельдшерский пункт, и жители Надуя стали обращаться за помощью к фельдшеру Г. К. Шпиро.
Религиозные верования.
Деревня входила в приход Червянской Преображенской церкви 2 благочиния Енисейского уезда. Жители Надуя исповедовали православие, но у них, как у практически всех чунарей и мурашей в то время, существовала вера в шаманов. Шаман Ерофей Рукосуев приезжал в Надуй по приглашению крестьян. В деревне не было часовни, но, несмотря на это в ней приезжий священник из Выдрино крестил жителей Выдрино и тунгусов Нанудальского рода. Так были крещены в Надуе – Василий и Иван Рукосуевы, Гавриил Никифорович Рукосуев, Сосновин Егор.
Колхоз «Таежный луч».
Колхоз в Надуе был образован в 1930 году. Назвали его «Таежный луч».
Колхоз тяжело приживался в Надуе, многие жили единоличным хозяйством до 1937 года. Были и те, кто предпочел уехать из Надуя на лесозаготовки, но не вступать в колхоз. Как и повсеместно, жителей Надуя, коснулись сталинские репрессии. В годы Великой Отечественной войны большинство мужчин призвали на фронт. С войны не вернулось семеро надуйцев. С наградами вернулись Попов С. М., Захряпины К. Ф. и М. Ф. и др. Оставшиеся в тылу женщины, старики и подростки вносили свой вклад в дело победы. Они принимали активное участие в сборе теплых вещей для отправки на фронт. Колхоз в Надуе в войну, кроме заданий по хлебозаготовке получал задания по сдаче пушнины. Так в зимний сезон 1942 -43 гг. колхозу «Таежный луч» был спущен план на 50 охотников - добыть 800 соболей (на сумму 24000 рублей). Так как взрослые мужчины были на фронте, выполнение плана ложилось на плечи стариков, подростков и женщин. Колхоз был бедным и его характеризует частушка, сложенная молодежью: «Таежный луч» - сто в сутки пучь, нет в брюхе пустяка, нет пшеничного куска. Есть всяка дребедень, что везде пузу кобень». В 1942-43 гг. в Надуй переехали многие жители соседнего Коновалово, тем самым увеличив его население. В 1944 году в колхозе было 65 хозяйств колхозников, 2 – служащих. В 1955 году в Надуе было отделение колхоза «Завет Ильича» (Червянка).
Школа.
Школа в Надуе была открыта лишь в 1931 году. Среди первых учеников - Захряпин Е. И., Захряпин И. Д., Захряпин К. Ф., Захряпин М. Ф., Попов Л. Е., Попов С. М. Учителями работали Магера Вера Владимировна, Сомпиавский Флор Климентьевич (1938-39 г.г.), Брюханов Петр Федорович (1941-1943 гг.), Грачева Антонина Тарасовна (1947-1948 гг.) Учеников в школе было немного 13-15 человек, лишь в 1944 г. количество учащихся - 24. (4) Из наглядных пособий был только один глобус. Учебники детям выдавали в школе, один учебник был на несколько человек. В войну писали на газетах. Чернила изготавливали из сажи. Школьники в войну получали задания по заготовке водяной крысы, ондатры и бурундука, активно участвовали в соревнованиях по спортивной и военной подготовке.
Клуба в деревне не было, молодежь собиралась при въезде в деревню из Червянки, (Там жил Исай Никитич Захряпин). В Троицу ставили березку, украшали её лентами, катали яйца крашенные, варили «кавардак»[4], плясали, играли. Очень часто играли в лапту, мячик делали из коровьей шерсти.
Быт и обычаи.
В основном все дома были построены до революции. Дома в деревне были рубленные пятистенки и четырехстенные. Для постройки нового дома собирали «помощь». Внутри домов - косяки, двери, «опешники[5]» были расписаны красками. Рисунки были в основном – петухи, цветы и просто геометрические узоры. В последнем сохранившемся доме Я. Попова мы увидели чудом сохранившуюся расписанную доску. Это отличало дома в Надуе и Коновалово от чунских деревень. Стекло, как и в Червянке, было «тонкое[6]». Печи были глинобитные. Посуды в домах было мало, встречались тарелки из фаянса, ложки и чашки были деревянные. В основном все сыпучие продукты хранили в туесах различных размеров. Очень широко использовались коробицы из бересты, из маленьких коробиц, которые называли «чумашками» – пили чай. С коробицами побольше ходили по ягоды, использовали и гуявуны[7]. Туеса и другие берестяные изделия умели изготавливать практически все жители деревни, некоторые украшали эту посуду. Самовары были в каждой избе, медные, передавались по наследству. В каждой избе были «кросны» (ткацкие станки), они были разборными, их хранили в амбарах, а при необходимости заносили в дом. Одежду шили из домотканого полотна, в основном из конопли. У домов находилось по 2-3 амбара. Некоторые амбары были двухэтажными. В деревне была водяная мельница, запруда сохранилась до наших дней. Следует особо сказать о кладбище Надуя. Оно сохранилось до наших дней, в отличие от других[8], смытых рекой при большой воде. Кладбище заросло соснами, многие кресты и памятники уже подгнили. Меня поразили большие, свыше 2-х метров надгробные столбы на могилах. Подобных на чунских кладбищах мне еще не доводилось встречать. На некоторых видны установленные позднее кресты. Подобные памятники устанавливались на могилах чунских шаманов в Эвенкии. Это видно на картине Андрея Прокопьевича Лекаренко "Идолы" Большой Порог Октября 27 дня 1926 г. Тунгусы Чунского рода[9]. Подобные надгробные столбы, на мой взгляд, ещё раз подтверждают тесную связь эвенков и русских в селениях на Муре. Их устанавливали еще в конце 40-х годов XX века. На мой вопрос «почему делали подобные надгробия?» Г. Ф. Захряпин ответил: « Я сам такой столб отцу делал. Так стариками было заведено». Он же рассказал мне, как проходил похоронный обряд в Надуе, спел песню, которую пели при проводах покойника на кладбище. (На дальней сторонке) Пение сопровождалось игрой на балалайке и гармони. В дальнейшем мне бы хотелось более глубоко исследовать эту тему.
Заключение.
Деревня Надуй имела более тесную связь с селениями на Ангаре – Дворцом, Кежмой, Богучанами и конечно, с селениями на Муре - Бидеем, Ирбой. Имелись некоторые отличия от чунских деревень – раскрашивание домов, полукруглые окна, иное устройство кладбища. Можно предположить, что первые поселенцы пришли в Надуй с Ангары и вероятно, это были крестьяне Кашиношиверского монастыря. Надуй всегда оставался небольшой деревней, был значительно удален от железной дороги, не имел средней школы, молодежь в нем не задерживалась и в 50-е годы постепенно опустел. Многие дома, амбары были перевезены (сплавились по реке) в Червянку, Бидей, Ирбу. Жители переехали в Червянку, другие села на Ангаре. Во время посещения Надуя, мы нашли только ямы от погребов, да кое-где жерди от изгородей. Сохранившийся дом Я. Попова служит пристанищем для рыбаков, так как рыбалка в Надуе отменная. Здесь ни бабочки, ни рябчики не боятся людей, а по дороге на кладбище – разоренные недавно прошедшим медведем муравейники. Самобытная история Надуя достойна увековечивания. Жаль, что такая замечательная деревня исчезла с лица земли. Работа над исследованием позволила мне сделать следующие выводы:
ü Надуй основан примерно в середине XVIII века, вероятнее всего крестьянами Кашино - Шиверского монастыря.
ü Население Надуя увеличивалось как пришедшими с Ангары, так и за счет поселившихся там эвенков.
ü Основным занятием жителей Надуя до революции была охота, хлебопашество развивалось в объёмах, необходимых для прокорма семьи.
ü Надуй имел свои особенности в устройстве быта и укладе жизни. (предпочтение охоте, устройстве домов, похоронные обряды).
ü История Надуя, с момента образования в нем колхоза – типична для всех российских деревень.
ü Исчезновение деревни связано с изменением путей сообщения, и как следствие, удаленностью её от центра, изолированностью и отсутствием условий для жизни в ней молодежи.
Выражаю большую благодарность своему руководителю Воробьевой Вере Игоревне за помощь в подбое архивных источников и организации поездки в Надуй и своим информаторам старожилам Надуя и Червянки.
Информаторы: Захряпин Георгий Филиппович, 1927 г. р., Лесогорск, Калинина, 12; Захряпина Ида Эммануиловна, 1927 г. р., Лесогорск, Калинина, 12; Рукосуев Петр Николаевич, 1932 г. р., Червянка: Рукосуева Прасковья Абрамовна, 1931 г. р., Червянка.
[1] Орфография и пунктуация сохранена.
[2] 110 верст.
[3] Десятина, как указывает Шер М., взята Чунская =60*60.
[4] Кавардак- блюдо из яиц, сметаны, масла.
[5] Опешник- деревянный каркас печи.
[6] Это стекло видимо изготовлено полукустарным способом, оно неровное и тоньше обычного. Такое же стекло в старых домах Червянки.
[7] Гуявун – берестяной сосуд для сбора голубицы.
[8] Червянка, Выдрино, Городище, и др.
[9] Фигурки - головы покрываются разными цветами материи. Высота столба около 2 саженей, толщина 4 вершка, высота фигурки 4 вершка.