2.1.Отношение общества к Интернет-общению.
Нами проведено анкетирование среди учеников и учителей нашей школы с целью выявления отношения к Интернет-общению. Участвовали в нем 110 учащихся 8-10 классов и 20 учителей. Анкетирование дало следующие результаты. К пренебрежению нормами русского языка при общении в сети относятся отрицательно 80% учителей и 60% учащихся, безразлично 18% и 25%, нравится свобода от норм языка 2% и 15% соответственно.
2.2Особенности речи в социальных сетях и их влияние на нашу речь.
Наблюдая за общением в различных чатах, в социальных сетях, мы выяснили, что в глобальной сети зародилась своеобразная «скоропись» и небрежная манера сокращений: слово «тя» вместо «тебя» или «ща» вместо «сейчас».
В ответе на вопрос: «Какие сокращения, слова интернет-сленга вы используете, общаясь в Интернете?» респонденты привели следующие слова:
ЕМНИП – если мне не изменяет память.
ППКС – подписываюсь под каждым словом.
ПЛЗЗЗ, ПЛИЗ – пожалуйста.
Мыло, е-меля – е-mail, электронная почта.
Топик – тема, предмет обсуждения.
Хай, хи, опа, бзы, ола, хола, уау, пам, дзинь, плям – здравствуй.
Чет, чето – что-то, чего-то.
Хошь – хочешь.
Оч – очень.
Тока – только.
Кисс, ks (kiss) – целую!
ОК – хорошо, договорились, да.
Однако интернет-сленг в обычном общении используют только 5% подростков часто, 10% изредка, 85%–не используют. 100% анкетируемых взрослых на этот вопрос дали отрицательный ответ.
Среди черт общения в Сети, которые нравятся, в анкетах названы такие:
Практически только в Интернете можно на равных пообщаться с человеком, который намного старше или младше нас самих, не задумываясь, имеем ли мы на это право. В реальности такая коммуникация вряд ли могла бы осуществиться.
Также в Интернете допускается, обращаясь к незнакомому человеку, опустить приветствие и знакомство и сразу выразить свои намерения и цели. Не будет считаться невежливым и публичное выражение чувств или «обрыв» коммуникативного контакта без каких-либо предваряющих речевых действий.
Вызывает неприятие у опрошенных то, что из-за заниженных требований к этикету страдает уровень вежливости и уважения к собеседнику (имя-обращение, написанное с маленькой буквы, разговорный стиль в письме студента к преподавателю или подчиненного к начальнику), отсутствие знаков препинания, превращающее письмо в свободный поток сознания, присутствие в тексте жаргонизмов, "крепких словечек",
Вот что говорят о чистоте русского языка пользователи Интернета:
"Когда я начал посещать Интернет, меня просто поражала неграмотность и коверкание языка. Я, вообще, педант в смысле культуры речи и языка... Сейчас уже привык, иногда даже забавляет..."
"А я вот, первое время каждую запятушечку проверяла, слова по орфографическому словарю сверяла, а потом...... щас пишу так, как получицца... главное мысль донести, а уж каким набором буков - не важно..."
"Раньше пытался писать более менее правильно в инете, но позднее начал за собой замечать аналогичный стиль письма, дурной пример заразителен... но стараюсь его сторониться, не совсем нравится коверкание русского языка, хотя ненавидел предмет в школе..."
«Беспокоит, что дети получают уроки безграмотного письма, хотя, нужно сказать, встречаются подростки, которые и на форумах общаются без ошибок. Все зависит от речевой культуры человека».
Выводы по II главе
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что большинство респондентов отрицательно относятся к пренебрежению нормами языка при виртуальном общении. Слова Интернет-сленга, общаясь в сети, используют почти все анкетируемые. Однако в обычном общении – всего 15%.
С одной стороны, существует мнение, что Интернет заставляет язык развиваться более высокими темпами, отражая тенденции стремительного общественного развития. Наблюдается приближенность к читателю, более доверительный тон общения. С другой стороны, приходится констатировать наличие негативных тенденций. Возникает неумение различать жанровую и стилистическую уместность языковых средств[2], страдает уровень уважения к собеседнику. Несомненной особенностью сетевых текстов является сниженная грамотность языка. Однако важно не переступить ту грань, когда текст становится неприличным.[4]
Изучив литературу по теме и проведя исследования, мы выяснили, что воздействие Интернета на русский язык чрезвычайно многопланово.
При функционировании русского языка в Интернете наблюдаются изменения, которые необходимы для его приспособления к новым условиям общения в сети. Они касаются особенностей графики, лексики, морфологии и словообразования, синтаксиса, стилистики и культуры речи.[5]
Новым явлением в Интернете стала письменная фиксация устной разговорной речи, ключевое слово-запрос, обладающее характеристиками свернутого текста, тема в электронном послании, возрождение эпистолярного жанра, элементы пиктографического письма в качестве невербальных средств веб-коммуникации.[6] Можно говорить об особых правилах речевого общения в сети, которые часто расходятся с традиционными, культурно и исторически сложившимися. Таким образом, можно говорить о формировании нового стиля в русском языке – о стиле Интернет-общения.
Мы пришли к выводу, что Интернет не столько портит язык, сколько показывает его проблемы. Конечно, нужно стремиться всем, кто любит свой язык, бороться за его чистоту, демонстрировать красивую русскую речь как в реальном, так и в виртуальном общении. Однако главный враг языка не Интернет, а недостаток культуры в нашем обществе.