Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Мартюшев Николай
Регион: Республика Коми
Населённый пункт: Пожег
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с.Пожег
Класс обучения: 9
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

0

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отмечена сертификатом на сессии КИПР)

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Дата публикации:

22.03.14

Категория:

Исследования в области естественных наук

Руководитель работы:

Мартюшева Ольга Михайловна

Поделиться работой в соц.сетях:


Экология человека – относительно новая междисциплинарная область знаний. В это понятие разные авторы, представители различных направлений и наук, вкладывают разное содержание. С позиций биологии и генетики человека, например, наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как развитие и становление человеческих популяций в конкретных экологических условиях, адаптация к изменяющимся условиям существования, демография и естественная динамика человеческих популяций.  Экология человека занимается проблемами здоровья, образа жизни, поведения, состояния окружающей среды. Экология человека, призвана выявлять соответствие условий среды с качеством жизни человека. На современных школьников, особенно на тех, кто старается учиться на «отлично»,  воздействует крайне отрицательный фактор – перегрузки.  Всё чаще специалисты отмечают несоответствие школьных нагрузок возможностям детского организма. Учебные нагрузки растут в геометрической прогрессии. Едва ли не каждые 10 лет удваивается объем знаний, который приходится усваивать учащимся. Рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10–12 часов, а у старшеклассников – по 14–16. Какое здоровье нужно иметь, чтобы выдержать эти нагрузки! Творчески мозг может работать лишь 5–6 часов в сутки, а дальше происходит насилие над человеческой природой. Долгое время врачи считали, что «синдром хронической усталости» присущ только взрослым. Но современные исследования показали: им охвачены и дети. Обилие фактов, насыщенность параграфа, а иногда и сложность текста не дают хорошо усвоить материал, это приводит к стрессовым ситуациям. Причин, отрицательно воздействующих на здоровье детей, бесчисленное множество. И низкая двигательная активность, так как многие дети часами сидят у телевизора, а ответственные ученики совсем не имеют свободного времени, стараясь выучить все, что задают им по всем предметам .
В соответствии с задачами исследования нами была выбрана стандартная (валидная и надежная) методика – опросник САН (Самочувствие, Активность, Настроение), работа с которой проводилась в течение учебной недели. В опросе принимали участие ученики 9 класса. Данные, собранные в течение недели участниками исследования, обрабатывались ими в соответствии с ключом методики. Исследовались и требования СанПиНы (в части допустимых учебных нагрузок в соответствии с возрастными нормами), а также соответствие этих требований и реальных нагрузок учащихся. Анализ СанПин и соотнесение нормативов с реальной ситуацией Гигиенические нормативы к расписанию уроков Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 – 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Неодинакова умственная работоспособность, обучающихся в разные дни учебной недели. Её уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности ( приложения 1), либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
Теоретические данные, полученные в ходе исследования, могут представлять интерес для педагогов и администрации ОУ, родителей учащихся, самих учеников и послужить поводом для пересмотра режима дня детей и подростков, коррекции учебных нагрузок в школе и внешкольной жизни ребят.
Целью нашего исследования стало изучение экологичности образа жизни учащихся 9 класса МБОУ «СОШ» с.Пожег. Среди задач исследования мы видели следующие: · Выявление учебных и дополнительных нагрузок учащихся 9 класса и их соответствие здоровому образу жизни; · Выявление соответствия учебных нагрузок учащихся ; · Выявление соответствия норм СанПиН и реальных нагрузок учащихся.
Анализируя результаты по САН , можно сделать следующие выводы: 1. Настроение учащихся достигает максимума в понедельник (первый учебный день после единственного выходного). Минимум по данному параметру приходится на вторник, что может быть связано с оценкой учащимися объема предстоящей работы и длительности учебной недели; 2. Активность учащихся достигает пика в середине учебной недели ; 3. Самочувствие испытуемых достигает максимума в середине недели и заметно снижается к ее концу, что может быть связано с усталостью. Также минимальные баллы по этому параметру отмечаются и в понедельник, что, вероятно, связано с недостаточным количеством времени на восстановление (воскресенье – единственный выходной день ). Таким образом, наибольшей продуктивности учащиеся достигают в середине учебной недели, однако единственный выходной день – воскресенье не позволяет подросткам полностью восстановить силы к началу новой шестидневки. Анализ режима дня учащихся 9 класса По данным опроса учащихся режим дня складывается следующим образом (у успешно обучающихся учеников): 9.00.-15.00(15.45) -занятия в школе; 16.00.-17.00.- посещение кружков, секций; 17.30.-21.00.- выполнение домашнего задания. Для успешной учебы на выполнение домашнего задания затрачивается слишком большое количество времени. По данным СанПин в 9 классах затраты на выполнение домашнего задания не должны превышать 3,5 часа. Таким образом, анализируя расписание можем отметить, что требования СанПиН и требования, предъявляемые образовательным учреждением (на основании учебного плана и образовательной программы) согласуются между собой: 1. Самые сложные предметы поставлены в интервале 10-12 часов; 2.Наибольший обьем приходится на вторник и среду; 3. Однако, в понедельник, когда низкая работоспособность, учебную нагрузка высокая. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: Учебная нагрузка по образовательной программе соответствует нормам СанПин. Шестидневная учебная неделя отрицательно влияет на здоровье учащихся, т.к. единственный выходной день – воскресенье не дает возможности учащимся восстановить силы к началу новой учебной недели. В то же время, перераспределение учебных часов на пятидневную учебную неделю может вызвать снижение работоспособности, нарушения психосоматического и соматического состояния учащихся; Успешность учащегося зависит от количества времени, потраченного им на выполнение домашних заданий. В большинстве случаев это количество не соответствует (превышает) требованиям СанПин; Для выполнения учебных программ по предметам учителя вынуждены нарушать требования СанПиН в части дозирования домашних заданий, которые могут даваться на каникулярные, праздничные и выходные дни; Свободное время учащихся, которое может быть использовано для поддержания физического и психологического здоровья школьника крайне ограничено и часто используется не по назначению (компьютерные игры, социальные сети и пр.). Темп жизни и ее насыщенность учебной и внешкольной деятельностью современного учащегося среднего звена не направлены на физическое и психологическое благополучие.
Экология человека, в т.ч. медицинская экология призвана выявлять соответствие условий среды с качеством жизни человека. Данное исследование показало, что требования, предъявляемые к современному ученику образовательными программами образовательных учреждений и СанПиНы, в большинстве случаев согласуются друг с другом. Успешный ученик вынужден отказаться от свободного времени в пользу освоения учебных курсов и внешкольных занятий, развивающих его специальные способности. Какие же меры могут принять педагоги и родители учащихся в данной ситуации? Безусловно, эти меры, во-первых, должны быть направлены на оптимизацию распорядка дня учащегося. Так, посещение кружков и секций (а некоторые учащиеся записаны в 2 и более кружков) должно быть пересмотрено родителями. Во вторую очередь, следует пересмотреть школьные нагрузки учащихся (в старшей школе дозировать домашние задания по предметам, не выбранных для сдачи ГИА и ЕГЭ). Результаты этих исследований могут быть полезны при подготовке домашних заданий, а также при подготовке к экзаменам. Выше мы перечислили меры, доступные для нас – учащихся, учителей и родителей.
Приложения к работе
Комментарии к работе
Ваша публикация не содержит описание проблемы и приложения.

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика