Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
В 1954 г. увидел свет роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух», который сразу был назван критиками романом-параболой, романом-притчей, антиутопией.
Объект нашего исследования - текст романа-притчи У. Голдинга «Повелитель мух» (1954 г.), в котором дети в результате катастрофы попадают на необитаемый остров, и их игры заканчиваются двумя убийствами. Предмет — изменение поведения детей в условиях изолированности от цивилизованного общества. Гипотеза: в экстремальных условиях при отсутствии законов, норм и моральных устоев происходит неминуемая деформация сознания. Эти изменения можно проследить на примере образов подростков из романа. Цель работы: выявить и классифицировать стадии, своеобразные «ступени» деградации личности под влиянием игры в состоянии оторванности от реального мира.
В процессе исследования для достижения цели были решены следующие задачи:
изучение и анализ литературы по теме на предмет знакомства с терминологией, относящейся к психологии и природе игры; выборка из текста романа отрывков, свидетельствующих о деформации личности; обозначение стадий деформации; установление соответствий между стадиями деградации подростков и положениями исторической, культурологической и философской теории Й. Хейзинга (1938 г.); ознакомление с оригинальным текстом (опыт ученического перевода).
Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение; метод построения научной гипотезы; отбор материалов; интерпретация научных данных; систематизация и классификация; метод сравнительного анализа; метод синтеза и обобщения; метод текстуального и контекстуального анализа.
Согласно развитию событий в романе выделены пять «стадий» изменения личности, вплоть до полной утраты чувства реальности, возвращения в первобытное состояние, а также установлены соответствия между степенями деградации и теоретическими положениями книги Хейзинга HOMO LUDENS («Человек играющий») о социокультурных функциях игры.
При работе с текстом романа осуществлен опыт сопоставительного перевода, который показал, что автор использует экспрессивную лексику, отражающую изменение мировосприятия у детей.
Работа содержит следующие выводы: отрицательное влияние игры на психику подростков усиливается в условиях изоляции от цивилизованного общества; данное влияние приводит к деформации личности; деформация носит не беспорядочный характер, а протекает по принципу деградации; деградация имеет ярко выраженный стадийный характер и приводит к полной утрате чувства реальности, возвращению в первобытное состояние; прослеживается четкое соответствие между выделенными нами стадиями и положениями теории Йохана Хейзинга.
Данные наблюдения позволяют сделать актуальные обобщения о влиянии игры на мировосприятие подростков безотносительно ко времени, так как человеческая природа неизменна. В романе У. Голдинга дети изолированы от общества не по своей воле, а в силу трагических обстоятельств, тогда как современные подростки, предаваясь игре, добровольно отстраняются от реальной жизни, избегая психологических и социальных проблем. Но парадокс заключается в том, что фрустрация приводит к еще большей проблеме – деформации личности, превращению HOMO SAPIENS в HOMO LUDENS.