Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
Исследование проводилось в г. Зеленогорске Красноярского края. В исследовании приняли участие 110 учеников 9-х классов МОУ «СОШ №161», МОУ «СОШ №169», МОУ «СОШ №176».
Для работы была выбрана методика А. Батаршева, И. Алексеевой, Е. Майоровой «Диагностика самооценки личности».
Для проведения исследования нами был составлен следующий план:
Определение уровня самооценки респондентов
С помощью данной методики нами был определен коэффициент ранговой корреляции (r), который может иметь значение от -1 до +1. Он выражает характер и степень связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и оценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе r к +1, тем выше самооценка личности.
Значение r, превышающее 0,75, может свидетельствовать о завышенной самооценке. Значение r, ниже 0,55, может свидетельствовать о низкой самооценке.
По результатам исследования самооценки количество респондентов
с адекватной самооценкой составило 39 человек (35%),
с заниженной самооценкой – 49 человек (44%),
с завышенной самооценкой – 22 человека (20%).
Определение среднего ранга реальных и идеальных личностных качеств респондентов
Для того, чтобы узнать, какие качества подростков доминируют в рейтинге личностных качеств, нам нужно было определить средний ранг каждого из качеств в двух вариантах: при рассмотрении девятиклассниками социально желательных качеств (Идеальное Я) и качеств, которые наличествуют у самих респондентов (Реальное Я).
Нами были составлены таблицы, в которые внесен ранг каждого из качеств, обозначенный каждым респондентом. Сложив все ранговые позиции и разделив сумму на количество респондентов, мы получили средний ранг каждого из исследуемых качеств.
Определение рейтинга реальных и идеальных личностных качеств респондентов
Используя данные ранговых позиций каждого из личностных качеств, мы составили рейтинг реальных (Реальное Я) и социально желательных (Идеальное Я) личностных качеств.
При сравнении полученных результатов мы обнаружили, что в каждой таблице первые 8 позиций занимают качества, определяющие положительное самовосприятие и самоотношение подростков и являющиеся важными, на наш взгляд, основаниями для совершенствования социального интеллекта. Эти качества приведены в Таблице 4.
Сравнительная таблица личностных качеств
Таблица 4
№пп |
Реальное Я |
Идеальное Я |
1 |
Жизнерадостность |
Жизнерадостность |
2 |
Смелость |
Энергичность |
3 |
Энергичность |
Увлеченность |
4 |
Терпеливость |
Терпеливость |
5 |
Настойчивость |
Смелость |
6 |
Энтузиазм |
Энтузиазм |
7 |
Увлеченность |
Осторожность |
8 |
Осторожность |
Настойчивость |
Таким образом, в результате проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:
Наши гипотезы подтвердились.