Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Коробова Вероника Александровна
Регион: Красноярский край
Населённый пункт: Зеленогорск
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей "Перспектива"
Класс обучения: 9
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

10

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отклонена экспертами)

Самооценка как фактор, влияющий на развитие социального интеллекта старших подростков

Дата публикации:

05.04.14

Категория:

Исследования в области гуманитарных наук

Руководитель работы:

Матвейчук Наталья Никандровна

Поделиться работой в соц.сетях:


Большинство психологов единодушны в том, что самооценка является важным звеном в строении личности, но проявляется как адекватная далеко не всегда. Современные подростки живут в ситуации интернет-общения, частого непонимания в семье и школе. Зачастую старшим подросткам трудно осмыслить и принять самого себя. При этом отношение, которое человек испытывает к себе, прямым образом влияет на его поведение и отношение к окружающим. При достаточно адекватном отношении к самому себе и своим способностям многие эмоциональные проблемы разрешаются.
Объект: самооценка учащихся 9-х классов. Предмет: особенности самооценки как фактора, влияющего на социальный интеллект.
Гипотеза заключается в предположении о том, что • у современных подростков доминирует заниженный уровень самооценки; • современные подростки реже имеют завышенный уровень самооценки по сравнению с исследованиями А.В. Петровского (2002); • при исследовании самооценки подростки выделяют в качестве социально желательных и развитых черты личности, способствующие развитию социального интеллекта.
выявить особенности самооценки девятиклассников как фактора, влияющего на развитие социального интеллекта.
В результате проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы: 1. По результатам А.В. Петровского (2002) более 50% подростков имело завышенный уровень самооценки. Сегодня современные подростки реже имеют завышенный уровень самооценки. При этом у девятиклассников доминирует заниженный уровень самооценки. Соответственно, завышенный, адекватный и заниженный уровни самооценки девятиклассников составляют 20%, 35%, 44%. 2. Образ Идеального Я и Реального Я практически идентичен. Девятиклассники, исследуя образ Идеального Я, на первые позиции выводят качества, способствующие развитию социального интеллекта. При исследовании Реального Я девятиклассники считают, что качества, способствующие развитию социального интеллекта, у них развиты более остальных.
Полученные результаты могут быть использованы в воспитательной работе со старшими подростками.

Исследование проводилось в г. Зеленогорске Красноярского края. В исследовании приняли участие 110 учеников 9-х классов МОУ «СОШ №161», МОУ «СОШ №169», МОУ «СОШ №176».

Для работы была выбрана методика А. Батаршева, И. Алексеевой, Е. Майоровой «Диагностика самооценки личности».

Для проведения исследования нами был составлен следующий план:

  1. Определить уровень самооценки респондентов.
  2. Определить средний ранг реальных и идеальных личностных качеств респондентов.
  3. Определить рейтинг реальных личностных и идеальных качеств респондентов.
  4. Сравнить полученные рейтинги.

 

 Определение уровня самооценки респондентов

С помощью данной методики нами был определен коэффициент ранговой корреляции (r), который может иметь значение от -1 до +1. Он выражает характер и степень связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и оценкой тех же качеств у самого себя. Чем ближе r к  +1, тем выше самооценка личности.

Значение r, превышающее 0,75, может свидетельствовать о завышенной самооценке. Значение r, ниже 0,55, может свидетельствовать о низкой самооценке.

По результатам исследования самооценки количество респондентов 

с адекватной самооценкой составило 39 человек (35%),

с заниженной самооценкой – 49 человек (44%),

с завышенной самооценкой – 22 человека (20%).

           

Определение среднего ранга реальных и идеальных личностных качеств респондентов

Для того, чтобы узнать, какие качества подростков доминируют в рейтинге личностных качеств,  нам нужно было определить средний ранг каждого из качеств в двух  вариантах: при рассмотрении девятиклассниками социально желательных качеств (Идеальное Я) и качеств, которые наличествуют  у самих респондентов (Реальное Я).

Нами были составлены таблицы, в которые внесен ранг каждого из качеств, обозначенный каждым респондентом. Сложив все ранговые позиции и разделив сумму на количество респондентов, мы получили средний ранг каждого из исследуемых качеств. 

Определение рейтинга реальных и идеальных личностных качеств респондентов

Используя данные ранговых позиций каждого из личностных качеств, мы составили рейтинг реальных (Реальное Я) и социально желательных (Идеальное Я) личностных качеств.

При сравнении полученных результатов мы обнаружили, что в каждой таблице первые 8 позиций занимают качества, определяющие  положительное самовосприятие и самоотношение подростков и  являющиеся важными, на наш взгляд,  основаниями для совершенствования социального интеллекта. Эти качества приведены в Таблице 4.

 

Сравнительная таблица личностных качеств

                                                                                                                                                              Таблица 4

№пп

Реальное Я

Идеальное Я

1

Жизнерадостность

Жизнерадостность

2

Смелость

Энергичность

3

Энергичность

Увлеченность

4

Терпеливость

Терпеливость

5

Настойчивость

Смелость

6

Энтузиазм

Энтузиазм

7

Увлеченность

Осторожность

8

Осторожность

Настойчивость

 

Таким образом, в результате проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:

  1. У современных подростков доминирует  заниженный уровень самооценки;
  1. По результатам А.В. Петровского (2002) более 50% подростков имело завышенный уровень самооценки.  Сегодня современные подростки реже имеют завышенный уровень самооценки. 
  2. Образ Идеального Я и Реального Я практически идентичен. Девятиклассники, исследуя образ Идеального Я, на первые позиции выводят качества, способствующие развитию социального интеллекта. При исследовании Реального Я девятиклассники считают, что качества, способствующие развитию социального интеллекта,  у них развиты более остальных.

Наши гипотезы подтвердились. 

Приложения к работе
Комментарии к работе
Ты молодец, у тебя очень нужная и важная работа:)
"Украсьте" свою работу приложениями.

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика