Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
АННОТАЦИЯ
Научно-исследовательская работа 82 стр., 36 рисунков, 10 таблиц, 9 источников информации, 23 приложения.
Перечень ключевых слов: аддиктивное поведение, здоровье, курение, табак, табачный дым, алкалоид никотин, алкоголь, алкоголизм, этиловый спирт, эксперимент, профилактика.
Цель работы: изучить физиологические основы влияния курения и алкоголизма на здоровье подростка.
При написании работы использовались следующие методы:
Методика исследования:
Эксперимент №1 «Влияние алкалоида никотина на активность фермента слюны - амилазы»
Курение считается вредной привычкой в силу воздействия на организм нескольких факторов. Одним из них является содержащийся в растениях табака, а следовательно и в сигаретах, никотин. Одним из проявлений его вредного влияния на организм курильщика является ухудшение способности слюны к гидролитическому расщеплению крахмала. Поэтому в качестве индикатора последствий для организма человека на воздействие вредных химических факторов табачного дыма мы выбрали амилазу – фермент, содержащийся в слюне человека.
Ход работы:
Эксперимент №2 «Влияние алкоголя на клетки крови »
Для проведения эксперимента нам потребовалась кровь. ( После консультации врача-терапевта Щетининой В.Н.) Я сдала пробу крови для проведения эксперимента. (см. Приложение 15, рис. 26)
Ход работы:
Эксперимент №3«Влияние табачного дыма на структуру легкого»
Выбранная нами тема не случайна, желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность.
Результаты исследования
1. Процентное соотношение обучающихся исследовательской группы по отношению к степени информированности проблемы аддиктивного (зависимого) поведения подростков.
Среди обучающихся 9 «А», 10 «Б», 11 «А» классов, выбранных для тест-опроса, 87%- не знакомы с проблемой аддиктивного (зависимого) поведения, а информированны о заданной проблеме - 13%.
2. Результаты исследования наличия зависимого поведения к алкоголю и никотину.
2.1Возраст начала выкуренной сигареты и принятия спиртных напитков: в возрасте до 10 лет начали курить – 16%, а попробовали алкоголь - 4%; в 11-12 лет первый раз закурили – 25%, попробовали алкоголь – 18%; 13-15 лет стали курить 34% , попробовали алкоголь 50%; 16-17 лет – курят 25% опрошенных, пробовали алкоголь 28%.
2.2 Количество опрошенных , употребляющих алкоголь и курящих в настоящее время: мы наблюдаем, что 45% обучающихся в настоящее не пробовали курить и 46% - не пробовали спиртные напитки; 38% - курят редко, употребляют алкоголь не часто, по праздникам – 45% ; 17% - курят систематически, 9% - употребляют спиртные напитки часто, не только по праздникам, но и «просто так».
2.3 Ответы учеников на вопрос: «Кто курит в вашей семье?». У 35% - близкие родственники не курят; у 45% опрошенных в семье курит папа; мама курит у 13% опрошенных; у 4% - курит дедушка; бабушка, старший брат, старшая сестра курят у 1% обучающихся.
2.4 Причины употребления алкоголя и курения, отмеченные опрошенными. Обучающиеся считают, что люди курят и употребляют алкоголь по следующим причинам: видят плохие примеры в кино - 5%,8%; стремление выглядеть круто – 24%, 22%; для снятия напряжения – 15%, 12%; плохая компания – 25%, 7%; хочется быть взрослым – 6%, 12%; от нечего делать – 15%, 14%; любопытство – 10%, 25%.
2.5 Ответ опрошенных на вопрос: «На какие органы и системы действует никотин и алкоголь?». 16% считают, что никотин пагубно действует на нервную систему, 8% - на сердечнососудистую; 16% - на пищеварительную; 28% - на органы чувств, 18% - на дыхательную систему; 10% не знают на какие органы и системы вредно влияет никотин, 4% учеников считают, что на все органы и системы.
15% обучающихся считают, что спиртные напитки влияют на нервную систему, 24% - на сердечнососудистую, 32% - на пищеварительную, 15% - на органы чувств, 5% - на дыхательную систему, 6% не знают, на какие органы и системы действуют спиртные напитки, 3% считают, что на все.
2.6 Реакция родителей, чьи дети сегодня курят. 50% (6 обучающихся) родители ругают за то, что они курят; 33% (4 человека) - родители убеждают детей бросить; 17% (2 обучающихся) ответили, что их родители безразличны к тому, что они курят.
3. Выявление группы риска среди обучающихся 9 «А»и 10 «Б» классов.
Группа риска на основе психофизиологического тестирования. У 10% (3 человека) нет предрасположенности к курению, сам процесс курения не одобряется; у 53% (16 человек) обучающихся нейтральное отношение к курению, возможно приобщение к нему при случае; группа риска составила 37% (11 человек) , у учеников положительное отношение к курению, возможно, подросток уже приобщился к нему.
4. Отношение взрослых респондентов к проблеме курения подростков.
4.1 Ответ взрослых респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, курит ли ваш ребенок?».5 человек - 16% родителей знают, что их ребенок курит; 8 человек - 26% сомневаются, а 17 человек - 58% уверены, что их ребенок не курит.
4.2 Мотивы, по которым чаще всего начинают курить подростки, отмеченные респондентами. Респонденты считают, что подростки начинают курить по причинам: примеры в кино и на телевидении – 6%, 3% респондентов, что курящие родители, 13% - самоутверждение, 13% - от нечего делать, 30% - стремление выглядеть «круто», а 35% считают, что курящие друзья.
4.3 Ответ взрослых респондентов на вопрос: «Что Вы делаете для того, чтобы уберечь Вашего ребенка от курения?» 8% родителей организовывают досуг ребенку, 12% осуществляют ненавязчивый поиск признаков курения, 10% просят гостей не курить при ребенке, 12% не курят сами, 15% показывают свое отрицательное отношение к курению, 18% родителей не курят при ребенке, 25% организовывают своим детям беседы.
5 Результаты экспериментов:
Эксперимент №1 «Влияние алкалоида никотина на активность фермента слюны - амилазы» (см. Приложение 13, рис.32)
Квадрат со слюной курильщика приобрел синий цвет, а круг нет. (Раствор йода – индикатор на углеводы – окрашивание синее). Фермент слюны амилаза в ротовой полости начинает расщеплять крахмал. (слюна некурящего человека представлена в виде круга).
Никотин снижает ферментативную активность амилазы, крахмал почти не расщепляется, поэтому индикатор (р-р йода) дал синий цвет.
Эксперимент №2 «Влияние алкоголя на клетки крови » (см. Приложение 13, рис. 33)
В пробирке с физиологическим раствором кровь не изменяется, а соединенная с этиловым спиртом изменяет свою структуру и окраску (наблюдается явная коагуляция и ярко выраженный бурый цвет). Это доказывает то, что этиловый спирт разрушает клетки крови.
Эксперимент №3 «Влияние табачного дыма на лёгкие» (см. Приложение 13, рис.34)
Комочек ваты (который выполнял роль легкого) после того, как через него был пропущен табачный дым, приобрел желто-коричневое окрашивание и крайне неприятный запах.
Рекомендации по внедрению полученных результатов
Проблема «болезней зависимого поведения», или вредных привычек, была, есть и остается актуальной для молодого поколения.
Наши предложения касаются в основном функционального состояния организма человека. Учитывая результаты психофизиологического анкетирования, опроса взрослого населения; результаты трех экспериментов – мы считаем, не смотря на то, что эта проблема уже давно существует, но и сегодня она остается актуальной.
Желание сохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью – важная социальная потребность. Необходимость профилактики важна.
Мы предлагаем использовать результаты нашей работы на классных часах, родительских собраниях.
Собранный нами цифровой, иллюстративный материал будет актуален в проводимую декаду Здорового Образа Жизни.
Предлагаем свои результаты эксперимента для проведения урока биологии при изучении следующих тем: Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения.; Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.; Газообмен в леких и тканях. Гигиена дыхания.
Поддержать Всемирный день без табака отмечается ежегодно 31 мая. Провозглашён в 1988 году Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) на 42 сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (резолюция № WHA42.19). Организовать агитацию среди жителей города против пагубной привычки. Мы предлагаем разработанный материал – антирекламу. Всемирный день без табака входит в систему всемирных и международных дней ООН.
Проверить на практике соблюдение закона Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (см. Приложение 21): наличие рекламы на прилавке (Статья 19, п.5), запрет торговли в лотках и киосках (Статья 19, п.1), отдаленность продажи от образовательных учреждений (Статья 19, п.7, ч. 2). Составила и отправила обращение к специалисту на сайте МУЗ ГБ по этому вопросу.
Мы заострили внимание только на двух факторах аддиктивного поведения привычек, которые оказывают негативное влияние на организм и психику человека.