В искусстве есть великие, вечные темы. Одна из них – тема женщины. Именно женщина одухотворяла писателей, композиторов, художников своими отличительными качествами – внешней и душевной красотой. Женщина-мордовка, являющаяся носителем и хранителем культуры народа, на протяжении многих лет привлекает внимание колоритностью своего образа, многофункциональностью и неоднозначностью толкования ее статуса в традиционном обществе. Именно поэтому образ женщины-мордовки нашел отражение во всех пластах не только мордовской, но и русской культур.
Анализируя образы женщин-мордовок в стихотворениях А.Арапова, полотне Ф.В. Сычкова «Эрзянка» и музыкальной драме Л.П. Кирюкова «Литова» я пришла к следующим выводам:
1. В стихотворениях А Арапова изображен колоритный образ женщины – мордовки, отличавшейся притягательным, нежным и в то же время сильным характером. Она верная и любящая жена, заботливая мать, истинная хранительница семейного очага.
2. На полотне Ф.В. Сычкова «Эрзянка» мы видим яркий, запоминающийся образ женщины-мордовки, особенными чертами которой являются естественность, жизнерадостность, природная красота, блистательная улыбка. Героиня картины Ф.В. Сычкова излучает свет.
3. В музыкальной драме Л.П. Кирюкова «Литова» изображен с одной стороны, величественный образ женщины-мордовки, отличительными чертами характера которой являются мужество, нежелание жить в угнетении, высшее счастье для которой - пожертвовать своей жизнью ради освобождения народа. Героиня драмы Л.П. Кирюкова – чувственная, добрая, ей не чужды обыкновенные человеческие стремления. Своей женственностью, природной красотой Литова походит на героиню картины Ф.В. Сычкова «Эрзянка».
4. Несмотря на многообразие женских характеров в разных видах искусства, их объединяет то, что они являются носителями природной красоты, высокой нравственности и человечности. Постоянный интерес к образу мордовской женщины доказывает ее непреходящее значение в культуре народа.