Метод изучения чувства зависти младшего подростка:(работа с лит-рой, анкетирование.беседы, наблюдения,сравнительный нализ)
Исследование проводилось по этапам:
1.Анкета «Дети и Зависть» (личный подход автора)
Цель: определить содержание, особенности и направленность зависти младших подростков;
1.Как вы считаете зависть – отрицательное чувство или положительное?
2.Что значит завидовать? (злиться, ненавидеть, обижаться, восхищаться, страдать..)
3. Подумай, кому ты завидуешь? Почему?
4.Завидовали ли тебе когда – нибудь? Почему? Тебя это радовало или огорчало?
4. С кем тебя сравнивают родители?
В результате предположили, что младшие подростки не хотят признавать свою зависть.
2.Анкета «Дети и успех» (личный подход автора)
Цель: Для выявления зависти к успеху, а так же для выявления мотива и причин к возникновению зависти младших подростков.
1.Хотел(а) бы ты стать очень успешным учеником?
2.Участвуешь ли ты в конкурсах, олимпиадах, викторинах?
3.Успех – это Победа, Слава, Почет, Известность..Хотел(а) бы ты, чтобы
тебя хвалили, награждали, ставили в пример, тобой восхищались..?
4.Как ты думаешь какие качества необходимы для достижения успеха?
5. В каких кружках дополнительно занимаешься?
6.Как ты относишься к самым успешным ученикам своего класса?
1.Им повезло!
2.Они любимчики.
3.Они несправедливо считаются лучшими.
4.Мне все равно до их успеха.
5.Я лучше их!
6.Я восхищаюсь их успеху!
7.Как ты думаешь, что тебе мешает стать более успешным учеником?
( лень, страх, недостаток внимания взрослых, несправедливость взрослых,
стеснение, нежелание учиться)
В результате предположили, что уч-ся проявляют позитивную «белую» зависть к успеху в учебе, который значим и желаем для них.
3. Анкета «Карта желаний» (личный подход автора)
Цель: Выявить желания и мечты младших подростков. Выяснить какие цели и задачи лежат в основе для их осуществления.
1.О чем ты мечтаешь?
2.Твои цели в жизни.
3.Кем ты хочешь стать?
4.Что для этого необходимо сделать?
5.Продолжи: Я хочу стать самым(ой)…
В результате предположили, что уч-ся имеют мечты, но не знают целей и задач.
4. Беседы, наблюдения на уроках, переменах. (Для выявления способов выражения зависти). В результате предположили, что зависть проявится в поведении, настроении.
Анализ результатов исследования:
Исследование проводилось на базе 5 -6 классов КМОУ Лузинская СОШ №1 среди учащихся средних классов. В исследовании приняли участие 44 школьника. Из них – 22 мальчика и 22 девочки.
По нашим наблюдениям (на уроках, переменах, после уроков) было установлено, что зависть младших подростков проявляется как в настроении : гнев, обида, ,восхищение, так и в поведении: повышенный интерес, к самым успешным ученикам (желание общаться, дружить)
В результате сравнительного анализа полученных анкетированием данных можно обобщить следующие выводы:
Младшие подростки проявляют зависть: к одноклассникам, спортсменам, артистам, сестрам, братьям, подругам.
95% уч-ся считают зависть отрицательным чувством
67 % уч-ся не хотят признавать свою зависть
65% уч-ся ответили, что родители их сравнивают с кем-либо
91% уч-ся завидуют успеху самым лучшим (отличникам-активистам) (зависть-восхищение, зависть-стимул).
96% уч-ся хотели бы быть более успешными учениками
42% стремятся к умственному превосходству
93% уч-ся не проявляют активности
80% подростков пассивны (осознают причину «неуспеха»)
Таким образом выдвинутые нами гипотезы:
Гипотеза №1:«Зависть – это неотъемлемое чувство младшего подростка»
Гипотеза №2: «Зависть младшего подростка выступает в большинстве случаев в качестве позитивного механизма поведения и настроения»
подтверждаются полностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения исследовательской работы была поставлена цель – изучить особенности чувства зависти у младших подростков. На основе работы с литературой и практических исследований мы пришли к выводам:
Зависть неотъемлемое чувство младших подростков.
зависть младшего подростка выступает в большинстве случаев в качестве позитивного механизма поведения и настроения.
Таким образом большинство младших подростков проявляют зависть к успеху в учебе., т.к. эта предметная сфера значима для него, т.к. их главной мечтой и целью являются – отличная учеба, образование и престижная профессия. Большинство младших подростков пассивны, но осознают это, поэтому в данном случае зависть выступает в качестве позитивного механизма, т.е. побуждает к достижению поставленной цели. Большинство подростков стремится к умственному превосходству. И зависть простую можно превратить в Зависть Конструктивную (Созидательную). Т.е. зависть естественное необходимое чувство для саморазвития и совершенствования личности. И к зависти не нужно относиться как к чему-то плохому. Перестать завидовать невозможно, да и не стоит, ведь правильно осознанная и употребленная зависть – дело полезное!
Чтобы искоренить зависть, следует признаться самому себе в том, что это чувство в тебе есть. Осознание своих недостатков – огромный шаг вперед на пути к своему совершенствованию.
Развивайте свои способности, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире и вы никогда не будете страдать от зависти!