Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Туманина Виктория, Анисимова Екатерина, Бурмистрова Анастасия
Регион: Волгоградская область
Населённый пункт: г. Волжский
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №32 "Эврика-развитие"
Класс обучения: 8
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

5

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отмечена дипломом на сессии КИПР)

По дорогам войны Сталинграда - Волгограда (История и современность)

Дата публикации:

26.02.15

Категория:

Художественные и творческие проекты

Руководитель работы:

Кугут Ирина Антольевна, учитель географии, Кудрявцева Марина Анатольевна, учитель музыки

Поделиться работой в соц.сетях:


Проблема исследования заключается в возможности услышать и увидеть в исполнении песен события Сталинградской битвы.
Объектом нашего исследования стали исторические места воинской боевой славы Волгограда. Предметом исследования: сопоставление текста песен с реальными военными событиями на современных местах боевой славы.
Мы предполагаем, что, сопоставив историю памятных мест воинской славы с текстами песен можно воссоздать картину событий Сталинградской битвы и ещё раз убедиться в значимости победы наших соотечественников для нынешнего поколения.
Цель работы: изучение истории мест боевой славы г. Волгограда через песни.
А разве только по книгам, по рассказам, по фильмам мы узнаем о войне? А разве песни говорить не умеют? Какие памятные места можно связать с песнями? О каких военных событиях рассказывается в них? Какое историческое значение они играют в современное время. Это те вопросы, которые мы поставили в своей работе по данной теме проекта, на которые постараемся ответить сегодня в виде виртуальной экскурсии, прокрутив колесо истории назад. Мы возьмем исторические места нашей области: Мамаев Курган, Дом Павлова и Солдатское поле и начнем нашу экскурсию с далеких времен до наших дней. Мы запускаем колесо истории и перемещаемся на Мамаев курган. Общая информация. Мамаев Курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны. На Мамаевом кургане тишина, За Мамаевым курганом тишина. В том кургане похоронена война, В мирный берег тихо плещется волна. (На Мамаевом кургане тишина – автор В. Боков) Этими словами начинается песня, слова которой написаны Виктором Боковым. Но обратимся к самому ансамблю. История Мамаева кургана в Волгограде, как мемориала, начинается в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Проектом памятного ансамбля занималась организация «Сталинградпроект», а строительство грандиозного ансамбля поручили «Сталинградгидрострою», который также был и застройщиком Волжской ГЭС. Автором проекта Мамаева кургана стал скульптор Е.В. Вучетич. Масштаб и композиционная сложность мемориала Мамаев Курган требовали немало усилий и времени: строительство ансамбля началось весной 1959 года, а закончено осенью 1967 году. Команде строителей, художников и архитекторов понадобилось 8 лет для того, чтобы построить масштабный культурно-исторический ансамбль, объединенный одним событием в жизни города – Сталинградской битвой. С момента торжественного открытия Мамаева Кургана в Волгограде прошло почти 45 лет. За это время многое здесь изменилось: было создано воинское мемориальное кладбище, открыт храм Всех Святых, а сам мемориал Мамаев Курган приобрел статус памятника федерального значения. Это сейчас. А что было до этого на главной возвышенности нашей страны и области? Окунемся в прошлое. До войны. Свое название Мамаев курган получил еще в период татаро-монгольского ига. Уже в те времена он был важнейшей высотой – тут находилась застава, основанная ханом Мамаем. Этот дозор охранял от вражеских атак столицу ханства Сарай-Берке, около сотни лучших воинов из личной охраны Хана несли службу на кургане. Но сотрудники музея «Сталинградская битва» придерживаются другой точки зрения. Они считают, что никаких застав Мамая здесь никогда не было. «До войны местные жители именовали эту местность просто «бугор», а на манер волжских татар это же слово звучало как «Мамай». Но часто озвучивается лингвистическая версия названия, местные жители называли высоту «бугор», на языке волжских татар это слово произносилось как «мамай». Другая гипотеза трактует перевод слова «мамай» с древнетибетского как «мать мира». Во время войны. Во время Сталинградской битвы во всех военных документах стратегически важный холм стал именоваться просто «Высота 102». Слово «курган» по отношению к «Высоте 102» впервые применил один из военных корреспондентов. С тех пор и пошло. В период Великой Отечественной войны Мамаев курган, возвышающийся над центральной частью города, служил важнейшим звеном в системе обороны Сталинградского фронта, потому что позволял одновременно контролировать вершину курган, весь город, Заволжье, а также переправы через Волгу. Высота 102 — так обозначали курган на военных топографических картах. Это место известно всему миру, как арена одних из самых ожесточённых сражений второй мировой войны. Именно на этом холме происходило сражение, которое решало судьбу всего мира. И вновь обратимся к песне: Перед этою священной тишиной Встала женщина с поникшей головой, Что-то шепчет про себя седая мать, Всё надеется сыночка увидать. (На Мамаевом кургане тишина – автор В. Боков) О чем же нам хотел поведать автор слов? Обратимся к историческим фактам. Битва за Мамаев курган длилась 135 суток из всех 200 дней Сталинградской битвы. Склоны кургана были изрыты бомбами и минами — даже в снежные дни он оставался чёрным. Снег тут моментально таял, перемешиваясь с землей от огня артиллерии. Плотность огня здесь была колоссальной: на один квадратный метр земли приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. Мамаев курган имел огромное стратегическое значение: с его вершины открывался отличный обзор, и, следовательно, возможность для обстрела территории, в том числе переправы через Волгу. Удержать эту высоту для войск 62-й армии и командующего ею генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова было вопросом жизни и смерти. 14 сентября 1942 года немецкие войска смогли захватить «сто вторую высоту» и центральный железнодорожный вокзал. Но через двое суток тринадцатая стрелковая дивизия смогла отодвинуть противника и взять господство над высотой. В конце сентября немецкие войска снова овладели Мамаевым курганом, на этот раз на более долгий срок. Сожженный, изрытый воронками от взрывов, Мамаев курган даже зимой был совершенно черным, буквально обугленным — впоследствии тут на каждом квадратном метре земли находили от 500 до 1 250 осколков снарядов. Окончательно высота была занята русскими войсками в январе 1943 года. После войны. По завершении Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Здесь похоронено около 34,5 тысяч человек. В тот период — это место стало настоящим курганом, т.е. местом захоронения. Заросли травой степной глухие рвы, Кто погиб, тот не поднимет головы, Не придёт, не скажет: «Мама, я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой». (На Мамаевом кургане тишина – автор В. Боков) Не удивительно, что в первую послевоенную весну Мамаев курган даже не зазеленел – на выгоревшей земле не выросла трава. Усыпанный осколками от мин, бомб, снарядов, весь в воронках, курган чернел, как обугленный. В искалеченном войной виде он находился до 1959 года. Но идея строительства памятника в честь великого сражения появилась сразу после окончания битвы. Открыли конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве, в ходе которого были выдвинуты различные варианты – от простенького танка на постаменте до сохранения опустошенного, мёртвого Сталинграда в виде гигантского памятника Битве. Предполагалось, что изрытый траншеями и начинённый смертоносными бомбами, Мамаев курган мог сам по себе быть памятником, но еще при Сталине было очевидно, что в Сталинграде будет построен большой мемориальный комплекс. Сам Сталин и назначил его будущего автора – Евгения Вучетича. И в 1959 году на Мамаевом кургане стартовало масштабное строительство. Колоссальный размах и сложность проектов монументов потребовали долгих сроков для его воплощения в жизнь. Закончено строительство было лишь 15 октября 1967 года, когда памятник «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане был в торжественной обстановке открыт. Это самый большой монумент, посвящённый событиям Великой Отечественной войны. Значение Мамаева кургана. Изучив историю этого места на территории города, мы пришли к выводу, что ничего исторически значимого не происходило не на кургане, ни в его окрестностях во времена Золотой Орды. А в историю Мамаев курган вошел гораздо позже, во время Второй Мировой войны. Сейчас – это место скорби по погибшим, это место памяти о прошлой войне, о героизме, мужестве русских солдат, многие из которых были жители нашей области. Вот уж вечер волгоградский настаёт, А старушка не уходит, сына ждёт. В мирный берег тихо плещется волна, Разговаривает с матерью она. (На Мамаевом кургане тишина – автор В. Боков) С вершины возвышенности хорошо просматривается весь Волгоград, река Волга. Стоишь на вершине и слышится плеск волны, которая пытается тебе рассказать обо всем том, что происходило здесь во время сражения на кургане. А теперь, давайте познакомимся с ансамблем. Описание ансамбля. Протяженность мемориального комплекса от подножия до вершины холма составляет 1,5 км, все сооружения выполнены из железобетона. Ансамбль включает в себя несколько уровней: вводная часть; композиция «Стоять насмерть»; Стены-руины; Площадь Героев; Зал Воинской славы; Площадь скорби; скульптура «Родина-Мать зовет!». Начинается ансамбль вводной композицией-горельефом «Память поколений». Мы стоим спиной к Волге, лицом к Кургану – враг наступал именно с этого направления. На пути к главному монументу нужно преодолеть 200 гранитных ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. Поднявшись по первой ленте ступеней, попадаем на Аллею пирамидальных тополей. С Аллеи пирамидальных тополей, поднявшись вверх на 6 метров по трехмаршевой лестнице, попадаем на легендарную площадь «Стоявших насмерть!». Лицо фигуры солдата с занесенной гранатой было вылеплено по портрету маршала В.И. Чуйкова – командующего 62-й армией. Наш путь лежит наверх – по крутым гранитным ступеням поднимаемся поближе к небу. По обеим сторонам лестницы взметнулись гигантские стены-руины с барельефами, изображающими защитников города. И вот перед нами площадь Героев с шестью скульптурными группами. Большую часть площади занимает прямоугольный бассейн в гранитных берегах. По правую сторону бассейна стоят шесть массивных скульптурных композиций защитников города. Кончается площадь и перед нами встает непроходимая стена. На барельефе – гранитная армия победителей. Под ногами у советских солдат серая масса пленных немцев. Дальнейший путь лежит под землей, мы вступаем в царство мертвых. За поворотом мрачного туннеля – вход в Зал Воинской Славы. Почетный караул. Рука, держащая факел Вечного огня… Но что это? На стенах пантеона тридцать четыре огромных мозаичных панно от пола до потолка. На каждом, в два ряда, тянется бесконечный список имен павших героев. В страхе поворачиваешься назад – и снова имена, имена, имена… А над ними, на потолке – звездное скопление военных орденов. Поднявшись по спирали пандуса, мы покидаем Зал Воинской Славы и попадаем на новый уровень - Площадь скорби. Грустное это место. Тихий пруд, плакучие ивы. Фигура матери, склонившаяся над погибшим сыном. В передней части Площади скорби, откуда открывается захватывающий вид на нижние уровни кургана, покоится маршал Василий Иванович Чуйков. От Площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента - "Родина-мать зовет". Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского союза - участников Сталинградской битвы. Статуя работы скульптора Вучетича и инженера Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника - 86 метров. Высота женщины пятьдесят два метра. При этом толщина стенок скульптуры - не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины-матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра, сделан из нержавеющей стали. Сопоставив текст песни и события военного и современного периодов на Мамаевой кургане, мы пришли к выводу, что атмосферу великой Сталинградской битвы и значение мемориального комплекса можно прочувствовать через песню «На Мамаевом кургане тишина». Какова же история ее создания? История создания песни и ее исполнители. Автор текста Виктор Боков. Родился 6 (19) сентября 1914 в деревне Язвицы Владимирской губернии (ныне Сергиево-Посадский район Московской области) в семье крестьянина. Награждён орденами: «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «Знак Почета», медалями. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005). Лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1 степени (1957), Всесоюзного конкурса на лучшую песню I степени (1960). Премии журнала «МГ» (1988), им. А.Твардовского «Василий Тёркин» (1996). Почетный гражданин города Сергиев-Посад. История создания песни - сказа о Мамаевом кургане тоже из жизни. Из воспоминаний Виктора Федорова Бокова: "Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга, композитора Григория Пономаренко. Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: "Почему вы здесь? Почему так печальны?" Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына? Мужа? Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка "На Мамаевом кургане - тишина…" и родились другие строки. Музыку к этим строкам написала Александра Николаевна Пахмутова. Так родилась песня. Александра Пахмутова (род. 9 ноября 1929 г. в пос. Бекетовка, ныне часть г. Волгоград) — русский советский композитор. Выпускница Московской консерватории (1953). Песни пишет с начала 50-х годов на стихи преимущественно современных поэтов. Александра Николаевна на протяжении всего своего творчества работает в различных жанрах, но именно песенное наследие Пахмутовой занимает особое место в отечественной культуре. Александра Пахмутова продолжила традицию советской песенной классики, связанную с именами И. О. Дунаевского, братьев Покрасс, М. Г. Фрадкина, А. Г. Новикова. Первым исполнителем был Государственный Волжский народный хор имени П. М. Милославова. В основу творчества хора легла народная культура Поволжья. Сейчас художественным руководителем этого коллектива является Владимир Пахомов. В настоящее время исполняет Николай Басков. Но мы не будем стоять на месте, ведь колесо историю запущено заново, и мы переходим к другому историческому месту в городе – это Дом Павлова. Общая характеристика. 4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в самом центре города Волгограда – один из самых главных памятников, посвященных нелегкой победе в Сталинградской битве. Этот, на первый вид совсем неприметный дом стал символом геройства, стойкости и воинского подвига. Опали белые метели, Цветами стали по весне. Большие годы пролетели, А я всё сердцем на войне, Где отпевали нас метели, Где в землю многие легли, А дома мамы поседели, У дома вишни зацвели. А у меня в глазах навек - Горячий снег, кровавый снег... (Горячий снег – автор М. Львов) Этими словами заканчивается песня, слова которой написаны М. Львовым. Но обратимся к самому памятнику. Сегодня он представляет собой обычный жилой дом с огромной мемориальной стеной. Это сейчас. А что было в этом здании ранее, какую роль оно имело в городе? Окунемся в прошлое. До войны. Четырёхэтажный с четырьмя подъездами жилой Дом Облпотребсоюза по улице Пензенской, на площади 9-го января построен в середине 30-х годов. Он считался одним из престижных домов Сталинграда. Дом был возведен так, что от него вела ровная прямая дорога к реке Волге. Рядом с ним располагались элитные жилые здания: Дом связистов, Дома работников НКВД, Дом Железнодорожников и др. В доме Павлова жили специалисты промышленных предприятий и партийные работники. Рядом также находился Дом Совконтроля - будущий Дом Заболотного — зеркальная копия Дома Павлова. Эти два здания сыграют важную роль в обороне Площади 9-го января. По воспоминаниям очевидцев, цвет обоих зданий был зелёный. Между этими домами проходила ветка железной дороги к Госмельнице №4. Во время войны. Во время Сталинградской битвы дом Павлова стал предметом ожесточенных боев. Простой, ничем не примечательный дом был отмечен на личной карте фельдмаршала Паулюса как крепость. А в крепость превратили его несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Афанасьева. У них было мало людей, не хватало оружия, боеприпасов, пищи и воды. Они были отрезаны от своих, но 58 дней и ночей отбивали атаки врага, под пулеметным огнем держали оборону Дома Павлова, площади и ближайших улиц, прикрывали наблюдательный пункт наших войск в здании мельницы, которая находилась через дорогу. Они выдержали ровно 58 дней, не сдались. А ведь гарнизон Дома Павлова состоял из 25 человек. Гитлеровцы ежедневно пытались взять Дом Павлова пулеметными очередями, бомбили с воздуха. 24 ноября вместе с частями своей дивизии гарнизон перешел в наступление. И вновь обратимся к песне: Клубились яростно метели По сталинградской по земле, Дымились потные шинели, И шли солдаты по золе. (Горячий снег - автор М. Львов) Что же мы можем увидеть через эти строки? В октябре — ноябре, прижатая к Волге, дивизия занимала оборону по фронту 5-6 км, глубина оборонительной полосы колебалась от 100 до 500 м. Командование 62-й армии поставило перед гвардейцами задачу: каждый окоп превратить в опорный пункт, каждый дом — в неприступную крепость. Такой неприступной крепостью на этой площади стал «Дом Павлова». Героическая история этого дома такова. Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4-этажный дом чудом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города (на запад до 1 км, а в северном и южном направлениях еще дальше). Таким образом, дом приобретал важное тактическое значение в полосе обороны 42-го полка. Выполняя приказ командира, полковника И. П. Елина, в конце сентября сержант Я. Ф. Павлов с тремя бойцами проник в дом и обнаружил в нем около 30 мирных жителей — женщин, стариков, детей. Разведчики заняли дом и в течение двух суток удерживали его. На третьи сутки на помощь отважной четверке прибыло подкрепление. Гарнизон «Дома Павлова» (так он стал именоваться на оперативных картах дивизии, полка) состоял из пулеметного взвода под командованием гвардии лейтенанта И. Ф. Афанасьева (7 человек и один станковый пулемет), группы бронебойщиков во главе с помощником командира взвода гвардии старшим сержантом А. А. Собгайдой (6 человек и три противотанковых ружья), 7 бойцов-автоматчиков под командованием сержанта Я. Ф. Павлова, четырех минометчиков (2 миномета) под командованием младшего лейтенанта А. Н. Чернышенко. Всего 24 человека. С этого момента старший лейтенант Афанасьев стал командовать обороной здания. Оборона дома была усовершенствована путем минирования подходов к зданию: именно поэтому штурмовые группы немцев долгое время не могли захватить здание. Между домом Павлова в Сталинграде и зданием Мельницы была прорыта траншея: из подвала дома гарнизон держал связь с командованием, находившимся в Мельнице. Умелая организация обороны дома, героизм воинов позволили маленькому гарнизону в течение 58 дней успешно отбивать вражеские атаки. Газета «Красная звезда» 1 октября 1942 г. писала: «Каждый день гвардейцы принимают на себя по 12-15 атак вражеских танков и пехоты, поддерживаемых авиацией и артиллерией. И всегда они до последней возможности отражают натиск врага, покрывая землю новыми десятками и сотнями фашистских трупов». Борьба за «Дом Павлова» — один из многих примеров героизма советских людей в дни битвы за город. Таких домов, ставших опорными пунктами, в полосе действий 62-й армии было более 100. 24 ноября 1942 г. после артподготовки гарнизон в составе батальона перешел в наступление по захвату других домов на площади. Гвардейцы, увлекаемые командиром роты старшим лейтенантом Наумовым И. И., поднялись в атаку и смяли врага. Бесстрашный командир погиб. Мемориальная стена на «Доме Павлова» на века сохранит имена героев легендарного гарнизона, среди которых мы читаем фамилии сынов России и Украины, Средней Азии и Кавказа. А песня продолжается: И танк в сугробе, как в болоте, И бьют снаряды по броне... Снежинки таяли в полете, Как ветки с листьями в огне, И падал в битве человек В горячий снег, кровавый снег. (Горячий снег - автор М. Львов) Немцы организовывали атаки по несколько раз в день. Каждый раз, когда солдаты или танки пытались вплотную приблизиться к дому, И. Ф. Афанасьев со своими товарищами встречал их шквальным огнём из подвала, окон и крыши. Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители, пока советские войска не перешли в контратаку. Из 24 защитников дома Павлова были убиты лишь трое — лейтенант-минометчик А. Н. Чернышенко и рядовые И. Я. Хайт и И. Т. Свирин. Были ранены, но пережили войну и Павлов, и Афанасьев. Каковы были потери немцев в численном отношении, источники не сообщают; да и маловероятно, чтобы в немецких донесениях могла выделяться информация о потерях именно в этом пункте. 5 февраля 1945 года останки героев-гвардейцев были извлечены из руин и похоронены в братской могиле всего в ста метрах от того места, где ценой своих жизней герои не дали врагу прорваться к Волге. После войны. Смертельной битвы этой ветер, Как бы расплавленный металл И жег, и плавил всё на свете, Что даже снег горячим стал. (Горячий снег - автор М. Львов) После окончания войны началось долгое восстановление дома – здание буквально собирала по кусочкам бригада женщин-строителей. Дом Павлова в Волгограде был восстановлен одним из первых. На торцевой части здания появилась колоннада и мемориальная доска-памятник, на которой изображен солдат, ставший собирательным образом участников обороны. После войны площадь, на которой располагался дом Павлова, была названа площадью Обороны. У самого дома Павлова была построена полукруглая колоннада архитектора И. Е. Фиалко. Перед домом планировалось строительство монумента солдату Сталинграда, но память о солдатском подвиге была увековечена в иной форме. В 1965 году по проекту скульпторов П. Л. Малкова и А. В. Голованова на торцевой стене дома со стороны площади была сооружена мемориальная стена-памятник в честь боевого подвига защитников Сталинграда. Дом Павлова стал символом не только ратной, но и трудовой доблести. Именно с восстановления этого дома – а дом Павлова стал первым домом восстановленного Сталинграда – началось знаменитое Черкасовское движение по восстановлению города в свободное от работы время. Женская бригада строителей А. М. Черкасовой восстанавливала дом Павлова сразу по окончании Сталинградской битвы, в 1943-44 годах (началом восстановления считается 9 июня 1943 года). Черкасовское движение быстро ширилось в массах: концу 1943 года в Сталинграде работало свыше 820 Черкасовских бригад, в 1944 – 1192 бригады, в 1945 – 1227 бригад. Дом, удерживаемый гарнизоном старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, считается первым восстановленным зданием Сталинграда. Официально восстановление дома началось 9 июня 1943 года. Значение Дома Павлова. Изучив историю этого места на территории города, мы пришли к выводу, что это обыкновенное здание было ничем не примечательным в довоенные годы. Но именно в годы войны стало символом героизма и мужества. Сейчас – это место памяти о кровавом военном прошлом, о том, где сложили голову бойцы, не отдавая врагу это здание. И за чертой последней, страшной, Случалось, танк и человек Встречались в схватке рукопашной, И превращался в пепел снег. Хватал руками человек Горячий снег, кровавый снег. (Горячий снег - автор М. Львов) С каждым годом всё меньше и меньше остаётся ветеранов — живых свидетелей той грозной и трагической для всего человечества эпохи. Пройдёт ещё каких-то 5-10 лет и живых носителей памяти о войне уже не останется — Вторая Мировая окончательно уйдёт в историю. А, будущим поколениям останутся лишь памятники, напоминающие о героических прошлых их предков. А теперь давайте познакомимся с ансамблем. Описание ансамбля. Объект представляет собой архитектурный ансамбль, состоящий из нескольких объектов: западный фасад Дома Павлова, арочную колоннаду формирующую ансамбль, мемориальную стену. Дом Павлова это старый четырехэтажный жилой дом, который уцелел после Сталинградской битвы. Сейчас остался лишь фрагмент старого дома как напоминание будущим поколениям о той страшной битве. Сохранён только угол дома, на котором расположена мемориальная стена, открытая 4 мая 1985 г. На стене расположена надпись, которая гласит: «В доме этом слились воедино подвиг ратный и трудовой». Авторы: архитектор В. Е. Масляев и скульптор В. Г. Фетисов. Дом назван в честь сержанта Павлова, где 24 воина девяти национальностей стойко оборонялись, отважно отражали яростные атаки противника и удерживали дом до начала контрнаступления советских войск в Сталинградском сражении. Восстановление этого дома можно считать начальной точкой возрождения города Сталинграда. Глядя на эту разрушенную стену, страшно представить, что почти весь город во время войны выглядел так. Площадь, на которой находится дом Павлова, названа площадью Обороны. Возле дома сооружена полукруглая колоннада. Торцевая стена оформлена красным кирпичом и серым бетоном. В ее верхней левой части изображена голова солдата - собирательный образ защитников дома, справа - надпись: «58 дней в огне». Ниже - рельефное изображение эпизодов круговой обороны и надпись, в которой перечислены имена тех, кто отстаивал дом: «Этот дом в конце сентября 1942 года был занят сержантом Павловым Я. Ф. и его боевыми товарищами Александровым А. П., Глущенко В. С., Черноголовым Н. Я. В течение сентября-ноября 1942 года дом героически защищали воины 3-го батальона 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии: Александров А. П., Афанасьев И. Ф., Бондаренко М. С., Воронов И. В., Глущенко В. С., Гридин Т. И., Довженко П. И., Иващенко А. И., Киселев В. М., Мосиашвили Н. Г., Мурзаев Т., Павлов Я. Ф., Рамазанов Ф. 3., Сараев В. К., Свирин И. Т., Собгайда А. А., Торгунов К., Турдыев М., Хайт И. Я., Черноголов Н. Я., Черныщенко А. Н., Шаповалов А. Е., Якименко Г. И.» Ее автором стал архитектор Е. Фиалко. Освещение колоннады выполнено в классической манере с использованием ассиметричных линейных светильников и прожекторов с узкой оптикой. Мозаика и барельеф на фасад Дома Павлова освещается не имеющими аналогов встроенными в грунт светильниками со специальной оптикой для получения четких и равномерных теней. Сопоставив текст песни и события военные и современные, связанные с Домом Павлова, мы пришли к выводу, что песня «Горячий снег» олицетворяет мужество и героизм советских солдат, державших оборону практически каждого дома Сталинграда ценой собственной жизни. И это нашло отражение в мемориальном комплексе. А теперь познакомимся с авторами и исполнителями этой песни. История создания песни и ее исполнители. Слова Михаила Львова. Михаил Давыдович Львов (имя при рождении — Рафкат Давлетович Габитов). Родился 22 декабря 1917. Советский поэт, член Союза писателей СССР. Ветеран Великой Отечественной войны, лауреат премии «Орлёнок» и литературной премии ЧТЗ. Его стихи о войне очень много говорят о том времени — героизма и немыслимых потерь. Он сам был в гуще события, закалял свой характер, терял друзей, до конца дней он помнил войну, писал о ней: "Поэтам Победы", "Неизвестный солдат", "Мы стольких в землю положили", "Из войны мы красивыми вышли", «Поклонимся великим тем годам», «Горячий снег» … Не случайно многие его стихи о войне стали песнями. В содружестве с А.Пахмутовой было создано две песни о Сталинградской битве: «Поклонимся великим тем годам» («Не забывай те грозные года») и «Горячий снег». Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929, п. Бекетовка (ныне район Волгограда). Советский и российский композитор, автор более 400 песен. Народная артистка СССР (1984). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат двух Государственных премий СССР (1975, 1982) Исполнитель - Юрий Александрович Гуляев (1930 — 1986) — советский оперный и эстрадный певец, композитор. Народный артист СССР. В далеком 1974-м году Юрий Гуляев считался максимально успешным среди мастеров способных выпускать такие хиты, как "Горячий снег". Его пение у микрофона считалось просто божественным, даже если сзади присутствовали убогие декорации. Мы вновь вместе с колесом истории перемещаемся, и на этот раз оказываемся на Солдатском поле. Общая характеристика. Одной из многочисленных достопримечательностей Волгоградской области является «Солдатское поле», площадь которого составляет 400 гектар. Свое название оно получило благодаря проходившей на нем Сталинградской битве, забравшей с собой тысячи невинных жизней. С 1943 г. его называли Мертвым полем, оно густо было начинено минами, бомбами и снарядами. Пролетели года, отгремели бои. Отболели, отмаялись раны твои, Но, далекому мужеству верность храня, Ты стоишь и молчишь у святого огня. (Солдату Сталинграда – автор М. Агашина) Этими словами начинается песня, слова которой написаны М. Агашиной. Но обратимся к самому памятнику. Солдатское поле – мемориальный комплекс, посвященный памяти героев Сталинградской битвы. Расположен в Городищенском районе, вблизи трассы Волгоград — Москва. Мемориал построен бойцами студенческих строительных отрядов и комсомольскими работниками Волгоградской области. Это сейчас. А что было на этом месте ранее? Какую историческую ценность несет это место? Окунемся в прошлое. До войны. Единственное, что нам удалось найти, что территория, на которой расположен мемориальный комплекс, расположена на поле нынешнего совхоза им. 62-й армии Городищенского района, в центре между х. Кузьмичи, с. Орловка и с. Ерзовка. Так как Городищенский район был сельскохозяйственным, зернового направления, то можно предположить, что эта территория засеивалась именно этими культурами. На начало войны в Городищенском районе было: 2 МТС, 27 колхозов, 41 единоличное крестьянское хозяйство. Наиболее крупные предприятия района: каменный карьер, 2 машинно-тракторные мастерские, маслозавод, 3 хлебопекарни, типография газеты «Знамя большевиков», 5 электростанций. В районе было также 36 школ, больница, 6 учреждений амбулаторно-поликлинической помощи, районный Дом культуры, 18 изб-читален, 21 библиотека, 2 типографии. Во время войны. Летом 1942 года немецкое командование стремилось двумя клиньями из района большой излучины Дона взять Сталинград в клещи, а на центральном направлении крупными силами рассечь наши войска и выйти к Волге в центре города. Направление удара наступающих немецких частей проходило по территории нынешнего совхоза им. 62-й армии. На его полях трудящимися Сталинграда в августе 1942 года была построена малая оборонительная полоса. Ожесточенные бои продолжались до 10 сентября, планы гитлеровского командования с ходу войти в город были сорваны. 23 августа 1942 года во второй половине дня армада немецкой боевой авиации появилась в небе над Сталинградом. Началась ни с чем до этого несравнимая бомбардировка города, ставившая своей целью не только его разрушить, уничтожить коммуникационные, промышленные и военные объекты, но и деморализовать жителей и солдат. Немецкими летчиками было совершено почти 2000 самолето-вылетов, сброшены тысячи тонн бомб. Взрывы, пожары, рушащиеся дома, крики матерей, плач детей и стоны раненых – все перемешалось в этом аду. Горела даже Волга от разлившейся из разбитых цистерн нефти. Усиленные бомбардировки продолжались в течение нескольких следующих дней, а регулярные авианалеты продолжались с немецкой педантичностью весь оборонительный период битвы. Никто не может точно ответить на вопрос, сколько людей погибло в первый день налета. Никто не может точно подсчитать, сколько было погребено под обломками зданий и заживо сожжено в пламени огня. Называют разные цифры: от полутора до десятков тысяч человек. По данным Т. Павловой, изучившей 4490 отечественных и зарубежных документов, воспоминаний очевидцев, первоисточников к 23 августа 1942 года в Сталинграде оставалось около 710000 мирных жителей, в том числе в город прибыло не менее 100 – 150 тысяч человек эвакуируемых из других населенных пунктов, часть из них (чуть более 100 тысяч) были переправлены за Волгу до бомбардировки. Только в результате бомбардировок 23 августа погибло 71000 человек (или 10% находившегося в нем населения) и около 142000 человек получили разного рода ранения, травмы и контузии. Для сравнения общая численность безвозвратных потерь гражданского населения за время сталинградской битвы составила не менее 185232 человек. То есть за 1 сутки 23 августа1942 года погибло 38,3% от числа всех погибших в сталинградской битве. Навсегда день 23 августа станет для жителей города на Волге днем памяти и скорби. И об этом нам рассказывает песня: Говорят, что не плачет солдат: он солдат, И что старые раны к ненастью болят. Но вчера было солнце! И солнце с утра... Что ж ты плачешь, солдат, у святого костра? (Солдату Сталинграда – автор М. Агашина) Высота 154,2 для многих стала последней. В этом месте приняли последний и решительный бой пулеметчики Рубена Ибаррури. Здесь поднялась в последнюю атаку за «Четвертую высоту» санинструктор Гуля Королева. И именно здесь 18 сентября Дмитрий Петраков написал своей дочери то самое письмо, текст которого высечен в бетоне Солдатского поля. Отправить только не успел. Письмо достали из кармана политрука, когда его с тяжелой контузией вывозили с поля боя в тыл. После войны. 33 года земли лежали «мёртвыми», работать на данном поле было смертельно опасно. 6,5 тысяч снарядов, мин, гранат и других взрывоопасных предметов было извлечено саперами из этой земли, каждая пядь которой была усыпана человеческими костями. Началась история памятника-мемориала «Солдатское поле» в далеком 1975 году. В сентябре 1975 г. в Волгограде прошёл 7 комсомольский слет победителей похода по дорогам славы советского народа, с участием посланцев всех областей и республик СССР, делегаций молодежных организаций социалистических стран. Комсомольцы Волгоградской организации ВЛКСМ решили оставить будущему поколению реальные результаты своей работы, которая бы запала в душу каждому человеку на всю жизнь. Было решено возвести памятник на поле, пронизанном минами после окончания Сталинградской битвы в Городищенском районе города Волгограда. 18 сентября участники Всесоюзного комсомольского слета начали вспашку Солдатского поля. По полю двинулось 40 тракторов. Первую борозду проложила лучшая трактористка Волгоградской области, депутат Верховного Совета СССР девятого созыва Мария Пронина. За нею по Солдатскому полю шли машины, которые вели пахари Украины, Средней Азии, Закавказья, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Польши, Вьетнама, Кубы, Венгрии. Названием своим этот мемориал обязан писателю Константину Симонову, который в одном из очерков назвал его "Солдатское поле". 20 сентября 1975 года был открыт мемориал «Солдатское поле», авторами которого стали Л. Левин и А. Криволапов. Значение Солдатского поля. Изучив историю этого места на территории области, мы пришли к выводу, что «Солдатское поле», ничем не примечательное в довоенный период, стало символом мужества, стойкости, героизма советского народа именно в годы Сталинградской битвы. Это история войны, это отголоски не только сражений, но и судеб многих людей. Посмотри же, солдат, — это юность твоя: У солдатской могилы стоят сыновья! Так о чём же ты думаешь, старый солдат? Или сердце горит? Или раны болят? (Солдату Сталинграда – автор М. Агашина) Мемориал - это наша память, которая не позволит ни нам, ни последующим поколениям забыть, благодаря кому мы живем, имеем возможность трудиться, созидать. А девочка Мила была и будет символом этой памяти. Описание ансамбля. Солдатское поле представляет из себя комплекс памятников, и красивый парк в Волгоградской области. Состоит этот комплекс из: - братской могилы, в которой захоронены останки тех бойцов, которых нашли при разминировании и вспашке поля; - большой воронки, в которой разместили часть тех самых смертоносных снарядов. Смотреть на них страшно – куски металла, который создали люди… Против людей… Куски искореженного железа, незаконченные части уродства. - скульптуры девочки с цветком в руке и мраморным треугольником письма рядом. С северной стороны мемориал окаймляют лемехи, которыми и было вспахано солдатское поле. У входа в мемориал установлен выполненный в бетоне аналог указателей на военных дорогах, на нем текст:
Практическая значимость темы заключается в изучении истории и современности памятных исторических мест и музыкальных произведений с точки зрения краеведения, истории, литературы и музыки. В результате работы над проектом, нами были созданы виртуальная экскурсия «По военным дорогам Сталинграда-Волгограда» и музыкальный фотоальбом «По военным дорогам Сталинграда-Волгограда». Назначение: Данный проект можно использовать на внеклассном часу, посвященном военным событиям (2 февраля и 9 мая).

Мы живем в Волгоградской области, где 72 года назад произошло великое сражение – Сталинградская битва. Именно поэтому на территории нашего края расположено множество памятных мест, связанных с этим великим сражением.

Давайте на минутку остановимся и оглядимся вокруг, пройдем по местам боевой славы в нашем городе-герое Волгограде. Вот самая знаменитая высота – Мамаев курган, а это Дом Павлова, и вот мы на Солдатском поле. Эти исторические места нам знакомы с детства, а также знакомы и большинству жителей нашей огромной страны.

Изучая военные песни, мы нашли те, которые посвящены Сталинградской битве и остановились на некоторых их них: «На Мамаевом кургане тишина» (музыка: А. Пахмутовой, слова: В. Бокова), «Горячий снег» (музыка: А. Пахмутовой, слова М. Львова), «Солдату Сталинграда» (музыка В. Мигули, слова М. Агашиной). Каждую из них мы решили связать с историческими местами Великой Сталинградской битвы.

Наш маршрут по военным дорогам Волгоградской области протянулся от Мамаева Кургана до Солдатского поля. Работая над проектом, мы установили значение этих мест в различные временные отрезки и выявили, что именно в годы войны они стали местами боевой славы, народной памяти. Каждый из этих мест боевой славы мы связали с песнями и выявили, что через песню можно проследить историю памятников Сталинградской битвы.

Эти события останутся в нашей памяти вместе с этими песнями, как напоминание о том, что такое повториться не должно. И каждый раз, посещая эти памятные места, мы будем вспоминать о тех, кто боролся за мир, о тех, кого уже не вернуть. И перед нами задача: не только помнить самим, но и передать эту память следующему поколению.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Здравствуйте! Очень хорошая работа! Работа актуальна!

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика