Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
2014 год был объявлен в России Годом культуры, 2015 год - Годом литературы. На Урале живут многие народы, у каждого из них своя культура. Русская культура и литература являются основными и объединяют все живущие на Южном Урале народы в целостное общество. Основой любой культуры является язык.
1. Россия – самое крупное славянское государство
Существует целый ряд гипотез, согласно которым о славянах и их прародине с уверенностью можно говорить, начиная с конца III тысячелетия до н.э. [2, 16]. По данным, полученным из изучения и реконструкции языков славян, получается, что:
-отделение праславянских племен от родственных или соседних индоевропейских племен произошло около 4000 – 3500 лет назад;
- соседями праславян из индоевропейских народов были германцы, балтийцы, иранцы, дако – фракийцы, кельты и т.д.;
- праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были поляны, озера, болота, овраги, холмы, водоразделы, но не было моря и высоких гор.
Вот в таких местах ученые и ищут прародину славян, ориентируясь на легенды о перемещениях разных народов, на антропологические и генетические исследования, на данные археологии [6].
Наиболее ранние научные гипотезы о прародине славян можно обнаружить в трудах русских историков XVIII – XIX вв. Н.М. Карамзина,
С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. В своих изысканиях они опираются на «Повесть временных лет» и делают вывод о том, что прародиной славян были река Дунай и Балканы.
Один из крупных историков-славистов чешский ученый П.И. Шафарик считал, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты.
В конце XIX – начале ХХ вв. акад. А.А.Шахматов развил идею двух славянских прародин: района, в пределах которого сложился праславянский язык (первая прародина), и района, который праславянские племена занимали накануне расселения по Центральной и Восточной Европе (вторая прародина). [10]
Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-западной Европе, объединенная общностью происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную. Славяне занимают обширную территорию Восточной Европы, а также северную и центральную части Азии. [9].
Общая численность славянских народов по данным 2002 г. – свыше 300 млн. чел. [4], из них: русских – 145,2 млн., украинцев - около 50 млн., белорусов – до 10 млн.; поляков - около 45 млн., чехов - около 10 млн., словаков- 5,5 млн., лужичан - 0,1 млн.; болгар – 9 - 10 млн., сербов – до 10 млн., хорватов – 5,5 млн., словенцев – до 2,5 млн., черногорцев - 0,6 млн., македонцев - 2 млн., муслиман (самоназвание – (бошняки), другие названия - боснийцы, босанцы) – около 2 млн.
Кроме этих этносов, существует этнос еще только формирующийся. Это так называемые русины. По происхождению это словаки, переселившиеся на территорию Югославии (с февраля 2003 г. - Сербии и Черногории). Этот микроэтнос очень малочислен – около 20 тыс.чел. Сейчас идет процесс формирования литературного языка русин.
- Держава Само;
- Карантания (Хорутания);
- Первое Болгарское царство;
- Великая Моравия;
- Киевская Русь.
Держава Само
Согласно «Хронике мира» Фредегара в 623-624 годах славяне восстали против авар - кочевников, занявших около середины VI века Паннонию – одну из римских провинций – и постоянно нападавших на франков, византийцев и славян. К восставшим славянам присоединились прибывшие к ним для торговли фракийские купцы, в том числе и Само, уроженец Сенонской области Фракии. После победы над аварами Само был избран вождем славян. Царствование Само продолжалось тридцать пять лет. За это время он создал обширное государство, которое включало земли лужицких сербов, дулебов, чехов, моравов, словаков, черных хорватов, распространялось за Дунай, на территорию Паннонии и южных славян. Главным городом державы Само стал Вышеград на реке Мораве [4].
Карантания (Хорутания)
После распада государства Само в бассейне реки Мура и верховьях реки Дарва образовалось раннефеодальное государство словенцев – Карантания (Хорутания – VII – XI века) [4]. Сведения об этом государстве содержатся в трактате "Обращение баварцев и хорутан" (вторая половина IX века), причем термин "карантани" в этом памятнике последовательно употребляется как этноним, обозначающий особый славянский этнос, заселявший пространство между Баварией и Нижней Паннонией. Как отдельный славянский народ карантанцы фигурируют и в русских летописях:
Образование Карантанского княжества вызвало некоторую стабилизацию в жизни славян Альпийского региона и привело к их объединению. Очевидно, с формированием и развитием карантанской культуры начался процесс становления особой славянской народности. В 20-х годах IX века Карантания окончательно оказалась в составе империи Карла Великого, и альпийские славяне утратили свою государственность. Потомками альпийских славян сейчас являются только словенцы.
Первое Болгарское царство
В конце VII века (681 – 1018 годы) на Балканском полуострове возникает еще одно славянское государственное объединение - Первое Болгарское царство. В основе его лежат три этнических компонента: фракийцы, славяне и протоболгары – тюркские племена, пришедшие на Балканы в VII веке н.э. из Центральной Азии.
Первое упоминание о Болгарском царстве относится к 681 году, когда византийский император Константин IV Погонат, разгромленный войсками хана Аспаруха, подписал договор, по которому был вынужден платить годовой налог болгарскому хану. В результате смешения славян и протоболгар сформировалась новая этническая общность, за которой закрепилось название «болгары».
Великая Моравия
В IX веке, спустя чуть более столетия после падения державы Само, на той же территории возникает Великоморавское государство. Первое упоминание о моравах и оформившемся к тому времени Моравском княжестве относится к 822 году: в одном из франкских документов упоминается, что в декабре этого года моравы участвовали во Франкфуртском сейме [4].
В "Повести временных лет" [19] Нестор сообщает:
Предпосылками возникновения Великоморавского государства стали усилившийся процесс феодализации и необходимость обороны от германских племен, которые стремились захватить восточные территории Европы.
По своему характеру Великая Моравия не является централизованным государством, не имеет единой системы управления. Местные князья только формально подчиняются Святополку и платят ему дань, а по первому требованию правителя выставляют свои войска, вместе с тем каждое отдельно взятое княжество является достаточно самостоятельным
Киевская Русь
Славянские племена мигрировали в бассейн Днепра в V веке н.э., здесь они разделились на две ветви: южную, племена которой ушли на Балканский полуостров, и восточную. На рубеже VIII – IX веков у восточных славян идет процесс формирования древнерусской народности. В результате объединения их племен на территории от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев северной Двины на севере возникла Киевская Русь. О её истории мы узнаем из древнерусских летописей, в частности из "Повести временных лет", в которой летописец подробно рассказывает о славянских племенах, местах их обитания, первых правителях.
Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. К 1054 году Киевская Русь охватила почти все восточнославянские племена, а Киев стали называть «мати городомъ русьскымь». В 1132 году Киевская Русь распалась, начался период феодальной раздробленности.
Россия – самое крупное славянское государство
На территории современной России (Российской Федерации) в разное время располагались различные славянские государственные образования. Наиболее ранним из них является Киевская Русь. К XII веку Киевская Русь приходит в упадок и распадается на несколько самостоятельных враждующих между собой княжеств, которые ведут постоянные междоусобные войны. Феодальная раздробленность ведет к увеличению диалектных различий между говорами, что послужило основой для формирования трех самостоятельных восточнославянских народов и их языков. Андрей Боголюбский начинает объединять русские земли, и с XIV века уже существует сильное централизованное Московское государство. В XVI - XVII веках Россия расширяет свои границы, и в состав Российского царства вошли Поволжье, Урал, Западная Сибирь – на востоке, некоторые территории, ранее захваченные Речью Посполитой, – на западе. Это превращают Россию в обширную по территории великую многонациональную державу.
К началу ХХ века (1914 г.) Российская империя занимает около двадцати двух миллионов квадратных километров. В её состав входят Восточная Европа, Великое княжество Финляндия, большая часть Польши, Кавказ, Сибирь, часть Средней Азии.
В 1922 году на основе Российской империи образовалось новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). После распада СССР в декабре 1991 года Россия (Российская Федерация) стала самостоятельным государством.
В настоящее время Россия (Российская Федерация) является самым большим по площади славянским государством. Она занимает территорию в 17 075 400 квадратных километров [18]. Более того, это самое большое государство в мире. Россия занимает весь северо-восток Евразии. Численность населения – около 150 миллионов человек. Государственным языком является русский.
2. Праславянский язык – источник и основа формирования
русского языка
Праславянский язык является праязыком славянских народов. Под праязыком, или языком-основой, понимают язык, к которому генетически восходят несколько языков. Так, древнерусский является праязыком для русского, украинского и белорусского; общеславянский – для восточнославянских, западнославянских, южнославянских групп языков и т.д. [13]. Праславянский язык являлся потомком праиндоевропейского. Принято считать, что праславянский язык существовал с третьего тысячелетия до нашей эры до второй половины первого тысячелетия нашей эры [14]. Во II в. до н. э. праславянский язык еще не распался, но позже на территории его распространения выделяется древневосточнославянский (прарусский) язык как самостоятельная славянская ветвь. А в XIII-XIV вв. возникли братские близкородственные народности - русские, украинцы, белорусы[21].
Праславянский язык был достаточно развитым. Есть неопровержимые свидетельства не только существования, но и широкого распространения докириллической славянской письменности. Так, Черноризец Храбр утверждает, что славяне использовали особые знаки для счета и гадания: «Ведь прежде славяне не имели книг, но чертами и резами считали и гадали, потому что были язычниками». Известными памятниками древнерусской письменности являются «Закон Русский» и «Устав Русский», упоминаемые в договорах с греками. При этом в более поздних текстах, посвящённых утверждению Ярославом «Русской правды», сообщается, что князь дал новгородцам «Правду и устав».В «Повести временных лет» – одной из древнейших восточнославянских летописей, написанных кириллицей, – есть сообщение, согласно которому при осаде князем Владимиром Святославичем Херсонеса один из жителей этого города пустил в стан Владимира стрелу с надписью: «Кладези еже суть за тобою от востока, из того вода идет по трубе».
Встречаются указания о существовании письменности у славян, в частности на Руси, и в договорах русских князей с Византией, дошедших до нас в списках XIV-XV веков н.э. Два из них заключены от имени князя Олега в 907 и 911 гг., один – от имени князя Игоря в 944 г.. В 907 г. был заключён первый договор с Византией, о чём свидетельствует договорная грамота, не дошедшая до нас, но сохранившаяся в «Повести временных лет» в пересказе [14]. Помимо этого, ученые обнаружили ссылки на докириллическое письмо у славян в сообщениях иностранных путешественников и писателей. Так, арабский путешественник Ахмет ибн-Фадлан во время своего пребывания у волжских болгар в 921 – 922 годах описал обряд погребения русского купца, скончавшегося в Булгарии: «Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, а затем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили на нем имя этого мужа и царя русов и удалились». Арабский писатель Аль-Масуди (умер в 956 г.) в сочинении «Золотые луга» утверждает, что он обнаружил в одном из «русских храмов» пророчество, начертанное на камне. Арабский писатель Абуль-Фарадж Мухаммед ибн-аби-Якуб (Надин) в своем сочинении «Книга росписи известий об ученых и именах сочиненных ими книг» (987-988) рассказывает о русских буквах, которые вырезались на деревянных дощечках. Наконец, епископ Мерзебургский Титмар (976-1018) указывает, что в языческом храме города Ретры на славянских идолах были начертаны особыми знаками их имена [18].
Стоит обратить внимание на артефакты славянской письменности, такие как фрагменты из «Жития» Кирилла, выдержки из Прокопия Кесарийского, из Константина Багрянородного, из былины о Садко – весьма впечатляющий материал. Также можно привести сказы и летописи, оригиналы которых не читаются ни кириллицей, ни современным русским языком, а только буквицей: Слово о полку игореве, Велесова книга, Ярилина книга, Белая крынница и многие другие рукописи, упоминающиеся в каталогах А.И. Сулакадзева, археографа XIX века н.э. [14].
И хотя споры о подлинности дошедших до нас образцов докириллической славянской письменности не утихают до сих пор, аргументы её защитников выглядят весьма убедительно.
Боянов гимн
Ярким примером существования праславянского письма является «Боянов гимн» из библиотеки А.И. Сулакадзева, оригинальный текст которого на так называемом славянском руническом письме в сочетании с греческим письмом представлен в приложении Г. Полный перевод «Боянова гимна», сделанный А.И. Асовым представлен в приложении.
В приложении также показана сравнительная таблица древнего греческого, этрусских и латинского алфавитов. Из сравнения этой таблицы со знаками (буквами-рунами) «Боянова гимна» видно, что практически все знаки совпадают для этрусского и греческого алфавита, за исключением того, что знаки этрусского алфавита зеркальные. Еще одно несущественное различие – это ряд перевёрнутых знаков славянского письма (Т, V, F).
Отсюда следует, что славянское алфавитно-руническое письмо занимает промежуточное положение между этрусским письмом и славянской азбукой Кирилла и Мефодия. Поэтому это славянское письмо можно считать праславянским письмом.
Преемственность праславянского письма говорит не только о заимствования этрусского алфавита, но и о заимствовании языка. Многочисленные примеры переводов этрусских текстов подтверждают это. Этрусское письмо вполне успешно переводится с помощью праславянского языка [12, 7].
Стела маркоманов
В книге Мавро Орбини представлен текст на камне, написанный маркоманами на праславянском языке. Время написания неизвестно, но из исторических источников известно, что маркоманы вели войны в Европе с начала I тыс. нашей эры.
Еремей Русский в своих «Анналах Московии» пишет, что маркоманы являются настоящими славянами. В подтверждение своего мнения он поместил в своих анналах высеченную в камне надпись, которую он обнаружил в стране маркоманов, когда сопровождал посла князя Московии к императору в Вену:
STYN OUUY UKLOPYEN BYLIE JESTI MERA SGODE, KRUKOUUYE NASS MARKOMAN. I BRETE SLAVNOV, LYTOU BOYA NASGA.. MARKOMAN PROYDE. NI SLAUNOu..STyN.. POKOy.. LyTH v VIKA.
Это не что иное, как славянские слова, поскольку славяне их почти также и произносят, а именно:
STINA OVVA VKLOPIENA BILIEG IEST MIRA SGODE KRVKOVYE, NAS MARKOMAN I BRATIE SLAVNOVIEH, LITABOYA NASCEGA.. MARKOMAN PROYDE, NI SLAVNI.. STINA.. POKOI.. LITH VVIKA.
На нашем языке это прозвучит так: «Этот камень был вырезан в знак мира, заключенного между нами, маркоманами, и братьями славянами, года нашей войны... маркоман пройдет, не славянин... камень.. мир.. на вечные времена». [1, 19].
Помимо документальных источников, существование письменности у славян в «докирилловский» период подтверждают и лингвистические данные. Ведь слова «писать», «читать», «письмо», «книга» являются общими для славянских языков. И, конечно, надписи на оружии и бытовой утвари, найденных сотнями в разных регионах Руси, и не только.
О том, что Русь до IX века н.э. была единой и обладала высоким культурным уровнем, свидетельствует бесспорное существование великого единого древнерусского языка, имеющего более развитую фонетику, грамматическую структуру, чем современный русский язык. Тысячи найденных берестяных грамот при раскопках культурного слоя Новгорода, Старой Руссы, Пскова, Смоленска, Твери, Торжка, Москвы, Витебска, Мстиславля, Звенигорода Галицкого (под Львовом), датируемых XI-XV веками, являются тому подтверждением. И как пишет А. А. Тюняев о новгородских грамотах XI века: «Между русским письмом берестяных грамот XI века и церковно-славянскими текстами того же периода нельзя ставить знак равенства, поскольку две эти системы письма принадлежат к разным этническим группам людей: письмо берестяных грамот сформировано русским народом, а церковно-славянское – славянскими народами привизантийских территорий». Это означает, что церковно-славянскую «кириллицу» крестьяне не знали даже в XI-XII веках, а писали древнерусским языком на бересте как на самом доступном и дешёвом материале в данном регионе. Древнеславянская буквица – это самый бесценный и главный артефакт, который никуда не исчезал и печатался в России вплоть до XX века, а затем хранился в музеях и библиотеках. Древнеславянская буквица имела 49 буковиц [14].
Просветительская деятельность Константина (Кирилла) и Мефодия
Изобретение одной из первых славянских азбук, с помощью которой были записаны славянские переводы богослужебных книг, приписывается двум братьям, родившимся в Византийском городе Солуни. Об их жизненном пути и просветительской деятельности в славянских землях нам сообщают так называемые «Паннонские легенды» – пространные жития Константина (Кирилла) и Мефодия. Основные биографические факты о жизни и деятельности двух братьев, сообщенные в Паннонских легендах, подтверждаются и дополняются другими произведениями, в том числе и реальными историческими документами.
Согласно «Житиям» Кирилла и Мефодия, именно они, распространяя среди славян христианство, научили их и письменности, создав для этого принципиально новую азбучную систему, по одной из версий – переделав древнеславянскую буквицу: они убрали некоторые буквы и изменили значение ещё нескольких. По другой версии – Кирилл писал свою азбуку с греческого. Но если сравним их – увидим: более пятнадцати букв не имеют аналогов в греческом языке, а различия же с древнеславянской буквицей минимальны [14].
Наличие двух азбук (глаголицы и кириллицы) объяснялось гонениями на учеников солунских миссионеров и запретом употребления распространяемой ими азбуки (глаголицы), в результате чего была изобретена еще одна азбука (кириллица), активно использовавшаяся при написании книг.
Считается [18], что Кирилл создал глаголицу, а изобретателем кириллицы является один из учеников Мефодия – Климент Охридский.
На глаголице написаны большинство ранних старославянских текстов (Миссал, Евангелие, Псалтирь, молитвы, проповеди и жития святых). Глаголицей изначально были написаны и «Жития Кирилла и Мефодия», которые позже были переписаны кириллицей. На глаголице Кирилл написал и своё поэтическое произведение «Проглас», защищавшее славянскую азбуку и славянские переводы Библии.
По замыслу Константина и Мефодия, азбука должна была стать оригинальной алфавитной системой, так как только это могло обеспечить славянам политическую независимость славянской церкви и от Рима, и от Византии. Кроме того, новая азбука должна была отличаться от греческого алфавита, так как религия в Моравии и Паннонии исповедалась не по православному (византийскому), а по католическому (римскому) образцу.
24 мая 863 года Константин и Мефодий прибыли в столицу Моравии, город Велеград, чтобы разъяснить христианскую веру на славянском языке. Этот день мы традиционно отмечаем как День славянской письменности и культуры. В России этот праздник официально отмечается с 1991 года.
В X веке, вместе с принятием христианства, старославянский в качестве литературного языка начинает использоваться в Древнерусском государстве.
Разработанная для старославянского языка кириллица в дальнейшем легла в основу русской, украинской, белорусской, македонской, болгарской и сербской азбук.
Г. А. Хабургаев, А. М. Селищев и Р. Вечерка (чеш.) называют ряд текстов, которые можно отнести к литературным памятникам старославянского языка.
Тексты на глаголице:
|
Тексты на кириллице
|
Являясь в IX — X веках литературным языком большинства славянских народов, старославянский язык оказал благотворное влияние на формирование многих молодых тогда славянских языков. Самой мощной его ветвью является русский язык. За свою историю он претерпел много изменений. Так, 29 января (8 февраля) 1710 г. в России завершилась петровская реформа кириллического алфавита. Пётр I собственноручно изменил и утвердил новую азбуку и гражданский шрифт для упрощения русского языка, убрав пять букв и изменив начертание ещё нескольких. Пётр I посчитал избыточными буквы «пси», «кси», «омега», «юс малый», «юс большой» и поменял начертания букв «ферт», «земля», «иже». Также начертания букв были округлены и упрощены, реформированный шрифт получил название «гражданский шрифт». В нём впервые были установлены прописные (большие) и строчные (малые) буквы.
23 декабря 1917 г. А. В. Луначарский провёл реформу русского языка, в результате которой наш язык потерял три старые буквы и признал новую букву «ё», неофициально введённую ещё в 1797 г. Н. М. Карамзиным (а впервые применять на письме букву «ё» предложила княгиня Дашкова на заседании Академии наук в 1783 году). Азбука потеряла буквы ?(ять), ?(фита), І (и десятеричное), вместо них стали использоваться уже имеющиеся «е», «ф», «и», соответственно. Печатные издания перестали использовать и букву V(ижица), тем самым упразднив её из русского языка.После этой реформы русская азбука превратилась в алфавит, состоящий из 33 букв.
Из русской азбуки с момента её появления исчезло 16 букв. Но даже в таком виде современный русский язык деформирован меньше других славянских языков по отношению к единому языку праславян. Зная современный русский язык, можно прочитать староболгарские, старогерманские, польские и другие древние тексты восточнославянских стран [14].
Русский язык занимает в современном мире огромное пространство – культурное, гуманитарное, географическое. На нём создана великая литература, олицетворением которой являются имена гениев - Александра Пушкина, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого. На русском опубликована треть мировой научной литературы. Русский язык является одним из рабочих языков ООН. Международным признанием является также его членство в Клубе мировых языков. В него зачислены 6 языков, признанных большинством стран мира наиболее значимыми, являющимися обязательным элементом для воспитания молодого поколения.
Любите свой родной язык и возвращайте ему его величие и образность. Боритесь за чистоту русского языка, не засоряйте его словами-паразитами и иностранными заменителями.
Заключение
Анализ литературных источников, материалов интернет-сайтов подтвердил, что Россия является крупнейшим славянским государством, русский язык является самым распространенным и значимым из славянских языков, а основой формирования русского языка стал праславянский язык.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
1) русские являются потомками праславян;
2) русские являются крупнейшим этносом славянского мира;
3) основой формирования русского языка стал праславянский язык;
4) русский язык – самый распространённый и значимый из славянских языков.