Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
Стремительные перемены в обществе и мире создали дисбаланс, который усиливается благодаря настойчивому навязыванию моделей поведения и ценностей, чуждых традициям народов России. 31 декабря 2015 г. В.Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности. В документе подчеркивается, что сохранение традиционных нравственно - духовных ценностей - одно из важнейших условий национальной безопасности России. "К традиционным российским духовно - нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины".
Удивительный факт, веками пели своим детям матери в России именно об этом, через материнский фольклор воспитывая, вводя в семейно - бытовую культуру своего народа, формируя прокреативные образы будущего и гендерные аспекты, очевидной ценностью этого мира в колыбельных выступает труд . Педагогический потенциал русского материнского фольклора имеет колоссальное значение, т. к. является средством формирования картины мира ребенка.
Мир колыбельных делится на три сферы: духовную, социальную и сказочно - мифологическую В первой - духовной сфере- даны основные образы христианского мира: Бог, Богородица, почитаемые святые, ангелы, архангелы. Они активно подключаются к уходу за ребенком.
Бог тебя дал,
Христос даровал,
Пресвятая Похвала -
В окошечко подала
Во второй - социальной сфере - представлены образы близкого окружения ребенка - его семья, его окружение, его будущее. Появляются такие значимые категории как труд, достаток, благодарность.
А баю-баю-баю,
Дед пошел за рыбою,
Бабушка коров доить, Ну, отец - дрова рубить
В третьей - сказочно - мифологической сфере колыбельных текстов, представлен мир в котором обитают анропоморфные и зооморфные персонажи: Сон, Дрема, Угомон, Волчок, Кот.
Дедка спи,
И ты усни,
Да Угомон
Тебя возьми
Материнский фольклор вводил ребенка в мир русской культуры, мир ее образов и смыслов. Их раскрытие произойдет позднее , во взрослой жизни, в эмпирическом опыте ребенка. "Хлеб питает тело, а колыбель - душу", - говорили наши предки. Основанная на союзе любви, слов и мелодии, колыбельная выступала сильнейшим оберегом традиционным ценностям человека, формируя картину мира ребенка в их русле, обеспечивая целостность мировосприятия, давая ощущение включенности в общий порядок мироздания.