Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Булгасова Анастасия
Регион: Волгоградская область
Населённый пункт: г. Волжский
Образовательное учреждение: МБОУ СШ №32 "Эврика-развитие"
Класс обучения: 7
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

6.5

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа

Красивый почерк у отличников и хорошистов: правда или миф?

Дата публикации:

10.04.16

Категория:

Исследования в области гуманитарных наук

Руководитель работы:

Ахмедулина Ирина Анатольевна, Меркушева Наталья Юрьевна

Поделиться работой в соц.сетях:


Не один раз приходилось сталкиваться с убеждением, что обладатель красивого каллиграфического почерка — успешный ученик. Действительно, обыденная логика подсказывает: «каллиграфическим, красивым почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким интеллектом (умом) и отрицательными личностными качествами». Так ли это на самом деле? Действительно ли каллиграфическим почерком обладаю отличники, а корявым те, кто находится в группе отстающих в учебе? А еще говорят: «У всех великих людей был корявый почерк». Так, где же истина? Таким образом, проблема исследования заключается в том, что мнения, касающиеся, изучаемого вопроса разрозненны и ничем не обоснованы. Новизна моего исследования заключается в том, что до сих пор нерешённая проблема будет раскрыта благодаря исследованию и проведению экспериментального графологического анализа среди моих одноклассников.
Объектом моего исследования стал: тексты, написанные моими одноклассниками. Предмет исследования: совокупность признаков почерка и их зависимость от уровня обучения в школе.
Гипотеза: в ходе своего исследования я предполагаю, что красивым каллиграфическим почерком обладают «отличники», а корявый и неразборчивый почерк принадлежит отстающим в учебе одноклассникам.
Целью моей работы явилось: исследование взаимосвязи между характерными чертами почерка и уровнем обучения в школе.
Глава I. Науки о почерке 2.1. Терминология На сегодняшний день, благодаря анализу почерка, возможно, определить умственный потенциал человека, его активность, способность обучаться, самостоятельность, работоспособность, коммуникабельностью, стрессоустойчивость, самоконтроль, амбициозность, надежность, законопослушность и многое, многое другое. Однако термины «графология» и «почерковедение» очень часто переплетаются необходимо выяснить их сходство и различие [4]. Графология (приложение №1) — учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. Почерковедение (судебное почерковедение) — раздел криминалистики, изучающий развитие письменно-двигательных навыков человека, разрабатывающий методы исследования почерка в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы; т.е. — это отрасль науки криминалистики, которая изучает процесс письма, закономерности формирования и функционирования почерка для решения идентификационных и неидентификационных задач на основе познания закономерностей, определяющих его сущность. Экспертиза рукописных текстов носит название почерковедческой или графической. Таким образом, можно сделать вывод, что уникальные особенности почерка легли в основу двух дисциплин: графологии и почерковедения. Т.е. объект у этих дисциплин единый. Но, несмотря на это сходство, все же они решают разные задачи. Графология – это психологическая дисциплина, задача которой установить связь между почерком и личностными особенностями конкретного человека. А почерковедение - это раздел криминалистики, который изучает развитие письменно-двигательные навыки человека и разрабатывает методы исследования почерка для решения задач судебно-почерковедческой экспертизы. Поскольку основой моего исследования является почерк, то постараюсь раскрыть и это понятие. Почерк – это фиксируемая в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки. 1.2. История возникновения и развития наук о почерке История почерковедения уходит корнями во времена Византийской империи и правления Юстиниана I. Тогда к этому виду экспертизы обращались при решении судебных споров о подлинности документов. Со временем выделились четыре основных направления почерковедческой экспертизы, одним из которых являлось графологическое. Графология в том виде, в каком мы ее знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. Но существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него - предательская натура». В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром» [10]. Отсюда я могу предположить, что истоки науки лежат в далеком прошлом. Изучив много разнообразной информации, я нашла, что прародителем великой науки был древний учёный и философ Аристотель. Он проводил исследования, касающиеся характеров римских императоров. Он начинал с того, что сравнивал особенности почерков и поведение людей, искал соответствия и делал выводы, что в последствии образовали точные указания к проведения графологического анализа. Учёный относил графологию к методу мышления, который выдвинул и разработал сам - дедукции, где главным составляющим являлись наблюдение и анализирование, главные в процессе осуществления графологического анализа. Вскоре учёные задались вопросом - что же управляет человеческим почерком? Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, предположил в 1895 году что им управляет вовсе не рука, а наш мозг [6, стр. 3]. Поведение, характер – вот основные регуляторы индивидуальных особенностей почерка человека. В 19 веке стали весьма регулярны книги под заглавием: Почерк и характер. Идея целостного взгляда на почерк была особенно распространена среди психологов различных стран. Альфред Бине и Роде Фаркас- два французских психолога 20 века, использовали графологию с целью изучения не только характера отдельной личности, но и человеческой психологии, что так часто влияла на прямое отношение людей к чему-либо [9]. Графология нашла разные отклики в Европе. Французские учёные, предпочитавшие изучить графологию как науку целостною, вскоре уступили немецким и швейцарским исследователям. В середине 20 века общность изучения графологии стала редка, и такие как Вернер Вольф и Ульрих Соннеман внесли вклад в изучение формы и ритма почерка [3]. Позже графология нашла широкое распространение в образовательных учреждениях. Сегодня в Европе графология входит в обязательную программу обучения во многих странах. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене так же, как школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Графология раскрывает себя, и по сей день в терпеливом мозгу исследователей по всему миру. Сборники, содержащие в себе результаты исследований, также выпускают русские учёные и университеты (МВД Санкт-Петербурга и др.). Изучив особенности становления наук о почерке, я выяснила, что желание изучить человека по почерку лежит в далеком прошлом. Анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей столь же различны, как и их индивидуальные качества. Глава II. Почерк и его особенности 2.1. Зависимость между почерком и уровнем успешности в школе Еще в древние времена наблюдательные люди заметили, что почерк у человека может быть абсолютно разным. Притом, что всех нас в школе учат по одним прописям, никто не придерживается канонов и вырабатывает собственный стиль письма. А так ли уж важен почерк в наше время? Ведь мы живем в XXI веке, где полная компьютеризация заставляет нас все меньше думать о своем почерке. Однако, Лаура Дайнхэрт, доцент Флоридского международного университета, утверждает, что почерк очень важен. [1]. В исследовании Дайнхэрт обнаружила, что 4-летние дети, которые показывают хорошие навыки развивающегося почерка, чаще преуспевают в начальной школе. Таким образом, полученные Лаурой данные устанавливают новое понимание того, насколько чистописание важно в академическом развитии ребенка. Эксперт изучила данные о 1000 учениках вторых классов, исследовала их оценки, а затем вернулась к информации, которая говорила о навыках чистописания этих же детей в период их детсадовской жизни. В итоге, дети, которые получили высокие оценки по моторике письменных заданий в детском саду, лучше усваивали и получали более высокие отметки по математике и чтению, чего нельзя было сказать о детях, которые плохо справлялись с письменными заданиями, в данном случае все было наоборот. Исходя из этого, я сделала для себя вывод, что исследование почерка может дать прогноз об успешности ученика в период обучения в школе. Рассмотрим, какие особенности почерка существуют. 2.2. Индивидуальные черты почерка, их значение На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана (приложение №2). В графологии выявлено довольно много характерных особенностей почерка, присущих разным людям. Я постараюсь рассмотреть основные признаки почерка, на основе которых буду проводить в последующем свои исследования о выявлении зависимости почерка и уровня обучения у своих одноклассников. Существуют разнообразные особенности почерка – это наклон, нажим, высота и ширина букв, конфигурация слов, форма соединений и т.д. Размер почерка одна из самых главных характеристик, говорящая об общительности человека, о его комфорте в обществе [7, стр. 52]. Обладатель крупного почерка легко находит общий язык с разными людьми и имеет много друзей. Мелкий же почерк указывает на замкнутость и скрытость. А значит первые, будучи учениками, легко будут адаптироваться в любой учебной ситуации, а вторые - не смогут показать весь свой уровень знаний. Угловатые буквы характерны для людей эгоистичных, уверенных в себе, а закруглённые - для людей добрых и отзывчивых [7, стр. 49]. Эмоциональное состояние человека также легко определяемо по характеру письма. Сильный нажим – признак силы воли и усидчивости [6, стр. 63]. А в учебе 10% это «Божий дар», а 90% работа, а значит и усидчивость. Бледные буквы свойственны людям слабовольным и слабохарактерным. Такие ученики всегда найдут причину не выучить, не сделать, не выполнить что-то. Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Если пишущий соблюдает правильный наклон и плавно выводит буквы, верно, он обладает запасом терпения и погружён в спокойствие и уравновешенность [7, стр. 69]. Широкие буквы и большой отступ указатели активности, любознательности; демонстративности поведения, стремление к самоутверждению [7, стр. 91]. А это тоже шаги к успеху. Две главных группы почерков – понятные, легко читаемые и неразборчивые [7, стр. 54-55]. Неразборчивый почерк говорит об нервозности, отвлечённости и беззаботности. Если он является следствием быстрого письма, то тогда можно судить о наличии живого интеллекта. Такой человек быстро схватывает свои жизненные цели и задачи, решать проблемы самостоятельно, не полагаясь на постороннюю помощь. Слитные буквы, также часто являющиеся трудно разбираемыми, признак хорошего логического мышления. Несвязность и понятность – развитые интуитивные способности. Дополнительные символы на письме, не содержащие никакой информации - знаки препинания могут сообщить новые сведенья. Чёткие, тщательно расставленные знаки, законченные буквы, а также мелкое или угловатое письмо-всё это, по мнению графологов означает деликатность, деловитость, возможно чрезмерную утончённость в манерах. Пробелы же, на концах строк из-за нежелания переносить слова - осторожность, доходящая до трусости. А ведь именно так поступают слабые ученики во время диктанта, скрывая за эти свое незнание грамматических основ русского языка. Изучив все признаки почерка, я пришла к выводу, что такие особенности почерка как крупный почерк, сильный нажим, правильный наклон, плавно выведенные широкие буквы соответствуют учащимся с высоким уровнем успешности в обучении. Учащиеся, обладающие правильным, каллиграфическим почерком руководствуются словами «Надо. Должен. Обязан». [2] Они ответственны, стремятся все сделать на оценку «отлично» (в психологии это называется «синдром отличника»), социально нормативные и «правильные», с точки зрения общества. Надо заметить, что нельзя давать определенный ответ на вопрос: «это хороший или плохой почерк?». Каждый почерк является индивидуальным для аналитика, и его дело указать благоприятные и слабые черты личности, проявляющиеся в почерке, а не выносить суждения. Можно сказать, что в каждом почерке есть своя доля плохих и хороших черт, но то, что для одного может быть достоинством, для другого может явиться недостатком или слабостью [5, стр. 100-102]. Глава III. Выявление групп успешности и исследования особенностей почерка Я много узнала о том, что по почерку можно определить личность и характер человека. А есть ли взаимосвязь почерка с уровнем обучения в школе - такую информацию мне не удалось найти. Поэтому все свои исследования я посвящу ответу на этот вопрос. Для этого я определила группу участников исследований: педагоги, работающие в моем классе и одноклассники - учащиеся 7 в класса. 3.1. Исследование № 1 «Формирование групп успешности по результатам I триместра обучения» Цель: изучение успеваемости в классе и формирование групп успешности по данным классного журнала по итогам I триместра. Изучив данные классного журнала, я выявила, что в моем классе учатся ученики с разным уровнем обучения. Проанализировав данные, я составила таблицу, в которой распределила всех учащихся по группам успешности: «отличники, «хорошисты», «троечники», и «неуспевающие» (приложение №3). Проанализировав данные, я сделала вывод, что в основном учащиеся класса относятся к группе успешности «троечники». Неуспевающих учеников в классе нет. Но так ли на самом деле обстоят дела с этими группами по разным предметам? Поэтому в следующем исследовании я обратилась к педагогам, работающим в моем классе. 3.2. Исследование № 2 «Опрос педагогов «Уровень успешности и особенности почерка в этих группах» Цель: выявление групп успешности и особенностей почерка у учащихся 7 в классе путем опроса среди педагогов. Данное исследование я начала с составления анкеты для педагогов, которые работают в нашем классе (приложение №4). С этими вопросами я обратилась к учителям: русского языка, литературы, алгебры, геометрии, географии, истории, обществознания и биологии. В опросе приняло участие 5 педагогов. Результаты ответов на первый вопрос показали, что большинство педагогов в классе работают 2 года. Обобщив полученные данные опроса, я пришла к выводу, что в классе обучается 4 потенциальных отличника (14.3%), 10-11 потенциальных хорошистов (39.3 %), 8-9 потенциальных троечников (28.5 -32.1%) и 5 потенциально неуспевающих человек (17.9%) (приложение №5). Анализ показал, что число неуспевающих в классе по этим предметам остается одинаковым, да и группа отличников отличается не значительно. Но данные опроса отличаются от итогов обучения в I триместре. Результаты ответа на третий вопрос я представила в виде таблицы, предварительно составив характеристику по ответам педагогов (приложение №6). Подводя итоги данного исследования, я сделала выводы: -У отличников, по мнению педагогов, почерк является разборчивым и аккуратным. - Хорошисты обладают равномерным, разборчивым и аккуратным почерком. - Почерк троечника мало разборчив. - Почерк неуспевающих учеников признаётся неаккуратным и неразборчивым. Поэтому большинство учителей ответили, что легче проверять тетради у отличников и хорошистов. 3.3. Исследование № 3 «Анализ образца почерка у моих одноклассников» Цель: изучение особенностей образца почерка у одноклассников с различным уровнем обучения и выявление характерных признаков для каждой группы успешности. Для того, чтобы провести анализ почерка, я выбрала те критерии, которые будут отражать его особенности. Анализировать почерк я буду по следующим критериям: размер букв, нажим, наклон букв и строк, форма букв, написание заглавных букв, характер написания слов и общая оценка почерка (приложение №7). Чтобы провести данное исследование, необходимо получить образец письма, подготовленного ранее, когда испытуемый не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка Для этого я взяла тетради по географии и физике и проанализировала по критериям, указанным выше. В день проведения графологического анализа в классе присутствовало всего 20 человек. Результаты исследования я представила в виде таблицы (приложение №8). Изучив предоставленный материал и получив нужную информацию, я подвела итоги данного исследования. Отличники имеют почерк с большими округлыми, имеющими наклон вправо буквами, средним нажимом и прямыми строками. Заглавные буквы заметно увеличены. Большинство букв и слов написано слитно. В целом почерк разборчивый и аккуратный. Хорошисты имеют почерк со средними округлыми, имеющими наклон вправо буквами, средним нажимом и прямыми строками. Заглавные буквы заметно увеличены или являются печатными. Большинство букв и слов написано слитно. В целом почерк равномерный, аккуратный и разборчивый. Троечники имеют почерк со средними, округлыми или угловатыми буквами, имеющими наклон вправо, сильным нажимом и прямыми строками. Заглавные буквы прописаны печатным шрифтом. Большинство букв и слов написано отдельно друг от друга. В целом почерк неаккуратный, мало разборчивый, с большим количеством трудно читаемых слов. Отстающие ученики имеют почерк с большими, округлыми, имеющими наклон вправо буквами, средним нажимом и ползущими вниз строками. Заглавные буквы уменьшены или прописаны печатным шрифтом. Слова и буквы отделены друг от друга или большинство букв и слов имеют слитное написание. В целом почерк является неровным, неаккуратным, неразборчивым, некоторые слова трудно читаемы. 3.4. Исследование № 4 «Анализ почерка, полученного в результате скрытого эксперимента, у моих одноклассников» Цель: изучение особенностей почерка, полученного в результате проведения эксперимента, у одноклассников с различным уровнем обучения и выявление характерных признаков для каждой группы с различным уровнем успешности. Условия, что будут соблюдены при проведении эксперимента [8, стр.16]: 1. Выбранные ученики не будут знать о том, в чём они участвуют. 2. Им будет предоставлены одинаковые предметы для письма: ручки, чистые листы бумаги. Задача участников будет состоять в том, что написать небольшой текст. Идеальный образец почерка должен быть получен на большом листе обычной белой бумаги (не разлинованной и без полей). Текст, который будет исследоваться должен быть не переписан, не продиктован, а представлять собой мысли человека на заданную тему. В этом случае почерк будет более естественным. Исходя из этого, я подобрала картину местного художника и предложила участникам эксперимента описать ее содержание или чувства, которые она у них вызвала. Картина была выбрана не случайно, она отражала время года на момент исследования (приложение №9). Для эксперимента я выбрала из каждой группы успешности по два участника, но один участник по уважительной причине прийти не смог, поэтому в эксперименте участвовало 7 человек. Как и в предыдущем эксперименте, я проанализировала написанный текст по тем же критериям и составила описание особенностей почерка у каждого участника эксперимента (приложение №10). Результаты последнего исследования показывают, что: Отличники имеют почерк с большими или средними округлыми, имеющими наклон вправо буквами и средним нажимом. Заглавные буквы заметно увеличены. Большинство букв и слов имеют слитное написание. В отличие от исследования №1 наблюдаются ползущие вверх, а не прямые строки. Почерк является старательным и аккуратным. Хорошисты имеют почерк со средними, округлыми, имеющими наклон вправо буквами со средним нажимом. Заглавные буквы прописаны печатным шрифтом. В отличие от исследования №1 обнаружены ползущие вверх строки и слитное написание всех букв и слов. В целом почерк является старательным и аккуратным. У троечников, в отличие от исследования №1, указывается почерк с большими округлыми или разнотипными, имеющими наклон вправо или влево буквами и средним нажимом. Заглавные буквы заметно увеличены или уменьшены. Все буквы и слова имеют слитное написание. Строчки ползут вниз. Почерк признан неровным, с наличием трудночитаемых слов. Почерк у неуспевающих учеников обладает средним или легким нажимом, ползущими вниз строками, заметно увеличенными или уменьшенными заглавными буквами. Большинство букв и слов имеют слитное написание. Округлые или угловатые буквы же имеют наклон вправо или прямое написание. В отличие от исследования №1 определен маленький размер букв. В общем, почерк признается неровным, неаккуратным, с большим количеством трудночитаемых слов. Проведя все исследования, я увидела, что моя гипотеза подтверждается. Действительно, у отличников почерк красивый и аккуратный. Существует и закономерность: чем ниже уровень обучения в школе, тем почерк более неаккуратный, мало разборчивый. Заключение Проведя эту исследовательскую работу, я узнала много новой и интересной информации. С их помощью я получила возможность дальнейшего, более углубленного, самостоятельного изучения принципов и теорий данной науки. Доказав выдвинутую мной гипотезу, я выявила никем не установленную зависимость между почерком и уровнем обучения в школе. Результаты работы дают возможность определять уровень успешности ученика по его почерку, а также характерные каждому уровню особенности написания. Я думаю, что каждый ознакомившийся с моим исследованием, почерпнул для себя полезные сведения. Выводы. 1. По уровню обучения моих одноклассников можно поделить на 4 группы: отличники, хорошисты, троечники и неуспевающие. 2. По мнению педагогов, работающих в нашем классе, почерк отличников и хорошистов является разборчивым и аккуратным, почерк троечника - мало разборчив, а отстающих учеников признаётся неаккуратным и неразборчивым. Поэтому нашим учителям о легче проверять тетради отличников и хорошистов. 3. Анализ рабочих тетрадей показал, почерки отличников и хорошистов схожи. У них большие округлые, имеющими наклон вправо буквы, средним нажимом и прямыми строками. Большинство букв и слов написано слитно. В целом почерк разборчивый и аккуратный. У отличников заглавные буквы заметно увеличены, а у некоторых хорошистов они печатные. Почерк троечников отличается от почерка успешных учеников тем, что почерк со средними, округлыми или угловатыми буквами, имеющим наклон вправо. Характер письма отличается более сильным нажимом, но строки прямые. Заглавные буквы прописаны печатным шрифтом. Основной отличительной особенностью является то, что большинство букв и слов написано отдельно друг от друга. В целом почерк неаккуратный, мало разборчивый, с большим количеством трудно читаемых слов. В отличие от предыдущей группы, почерк в группе отстающих отличается, прежде всего, тем, что нажим написания средний и строки ползут вниз. Заглавные буквы уменьшены или прописаны печатным шрифтом. Слова и буквы отделены друг от друга или большинство букв и слов имеют слитное написание. В целом почерк является неровным, неаккуратным, неразборчивым, некоторые слова трудно читаемы. 4. Анализ скрытого исследования почерка от исследования почерка в рабочих тетрадях показал, у отличников наблюдались ползущие вверх, а не прямые строки. У хорошистов были обнаружены ползущие вверх строки и слитное написание всех букв и слов. В почерке троечников наблюдались разнотипные буквы с наклоном вправо или влево, со средним нажимом. Заглавные буквы заметно увеличены или уменьшены. Все буквы и слова имели слитное написание, строчки сползали вниз. Почерк у неуспевающих учеников отличался маленьким размером букв. Как выяснилось, по почерку можно определить уровень успешности ученика. У отличников, как показало исследование, аккуратный и разборчивый почерк, а, значит, троечник, научившись красиво писать, уже встаёт на дорожку, ведущую туда, в отличники. Он становится усидчивее, внимательнее, а главное увереннее в своих силах. А это, в свою очередь, ведет к тому, что такой ученик начинает учиться лучше, поскольку помимо красивого почерка происходит развитие личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизируются, углубляются и расширяются уже имеющиеся знания об особенностях почерка, разрабатывается новые направления взаимосвязи почерка с уровнем обучения в школе.

Не один раз приходилось сталкиваться с убеждением, что обладатель красивого каллиграфического почерка — успешный ученик. Действительно, обыденная логика подсказывает: «каллиграфическим, красивым почерком пишут хорошие, «положительные» и способные люди, а коряво и некрасиво пишут люди с недалеким интеллектом (умом) и отрицательными личностными качествами». Так ли это на самом деле? Действительно ли каллиграфическим почерком обладаю отличники, а корявым те, кто находится в группе отстающих учеников в учебе?  А еще говорят: «У всех великих людей был корявый почерк». Так, где же истина?

До сих пор нерешённая проблема будет раскрыта благодаря исследованию и проведению экспериментального графологического анализа среди моих одноклассников.

Изучая теоретические основы моей работы, я много узнала о том, что по почерку можно определить личность и характер человека. А есть ли взаимосвязь почерка с уровнем обучения в школе - такую информацию мне не удалось найти. Поэтому все свои исследования я посвятила ответу на этот вопрос.

Проведя эту исследовательскую работу, я выявила никем не установленную зависимость между почерком и уровнем обучения в школе. Результаты работы дают возможность определять уровень успешности ученика  по его почерку, а также характерные каждому уровню особенности написания.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Доронина Радмила / 05:47:14 11.04.2016
Здравствуй, Настя! Ты молодец, такую тему расскрыла. А у тебя самой почерк можно отнести к красивым и аккуратным?
Мололкина Юлия / 20:14:48 26.04.2016
Здравствуй,Анастасия! Отличная работа! Молодец! Очень интересные выводы!

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика