Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
Гончарное дело возникло около 27 тысяч лет до нашей эры. Но в те далекие времена человечество еще не изобрело технологию обжига. Поэтому из глины изготавливались только ритуальные фигурки и примитивные украшения.
Около 8 тысяч лет назад, люди изобрели обжиг. С этого времени глина становится основным материалом для изготовления посуды, домашней утвари и применяется в качестве строительного материала.
Гончарное дело на Руси имеет древнюю традицию. Его история резко делится на две части. Посуда первого периода (до изобретения круга) называется лепной, а второго периода — гончарной. В раннее время, судя по дактилоскопическим отпечаткам, изготовление глиняной посуды было делом женским. Письменные же памятники Киевской Руси говорят исключительно о гончарах-мужчинах.
Рис. 1
Что касается развития поморской керамики, то самыми ближайшими к Поморью крупными центрами гончарного промысла были села в устье Северной Двины (Емецк) и р. Онеги (Вонгуда), причем изделия вонгужан отличались совершенством пропорций и богатой гравировкой.
Однако следует отметить, что насыщенный промысловый год не способствовал развитию гончарного ремесла в Архангельской губернии. Поморы много путешествовали и значительную часть необходимых предметов быта приобретали на ярмарках.
Часто глиняную утварь доставляли сами производители из гончарных центров Карелии, Каргополья, Онеги, Пинеги, Мезени и др. Привозили посуду по санному пути зимой и по воде на больших широких лодках "чугах".
По данным экспедиций Соловецкого музея-заповедника, в некоторых поморских деревнях гончарство бытовало как домашнее ремесло или как подсобный промысел. Мастера и целые семьи работали в зимний период по заказу односельчан и жителей ближайших деревень. До сих пор известны имена мастеров, работавших в первой половине XX в. на Севере, это мастера, что гончарили в Пурнеме , в деревне Кянда, Тамице в Сюзьме и Нёноксе.
Рис. 2
Так же, известно, что с первой половины 19в. на Соловках существовал Соловецкий гончарный завод. В монастырь приходили крестьяне со всего Севера и приносили с собой знания и умения передовых ремесленных центров. В конце XIX - начале XX в. продукция монастырского гончарного завода славилась по всему Северу. На эти изделия ставили особые клейма (рис. 3).
Рис. 4
В гончарном деле основную роль играет правильно выбранный гончарный круг и хорошая глина. Первые гончарные круги были ручными. Затем появились ножные, а большинство современных гончарных кругов -электрические.
У глины есть такое понятие, как «жирная» (пластичная) и «тощая» (сухая). Для гончарных работ глина должна быть достаточно «жирной». Иначе она будет плохо лепиться и трескаться при обжиге.
Для обжига готового изделия обычно используют специальные электрические печи, где равномерно повышают температуру до 800-900 градусов, а затем так же плавно понижают.
При необходимости, изделие расписывают глазурями, а затем повторяют весь процесс обжига еще раз.
Рис. 5
Сама я проучилась в Школе народных ремесел в мастерской керамики 4 года, где освоив технику изготовления лепной и гончарной посуды, я получила звание мастера по керамике.
Рис. 6
Надо сказать, что в наше время, в Архангельской области, гончарное дело не так развито как, например, в Вологодской области, но у нас тоже есть свои мастера. Самые известные из них – это Сергей Клыков, Михаил Шумилов и молодой матер Евгений Пасюра.
Рис. 7,8,9
Мне посчастливилось побывать на занятиях у вологжан, Народных мастеров России, членов Союза художников России - Феньвеши Сергея Гезевича, и Холщагина Владимира Васильевича.
С большим интересом мы наблюдали за их работой, имели возможность создать и свои изделия под их руководством, а так же задать интересующие нас вопросы о технике гончарного дела.
Эти мастера уже несколько десятков лет занимаются гончарным делом, сохраняя старые традиции, и очень важно, на мой взгляд, что они передают свои знания нам, молодому поколению.
С целью изучения интереса к керамическим изделиям в наше время, я провела исследование.
Для этого, мною была составлена анкета, включающая в себя 10 вопросов.
В анкетировании приняло участие 70 человек, мужчины и женщины разного возраста, которые дали утвердительный ответ, на вопрос, есть ли у них дома керамические изделия.
На Рис. 10 представлены основные результаты проведенного исследования.
При ответе на вопрос «Какие виды керамических изделий вам известны» в основном респонденты вспомнили о посуде и декоративных изделиях
Относительно того, «Каким образом эти изделия/посуда были приобретены» большинство ответили, что посуда была куплена или подарена. Что интересно, 2 человека сказали, что у них дома есть керамическая посуда сделанная самостоятельно.
На вопрос «Как Вы используете керамические изделия/посуду» люди ответили, что в основном они используют ее для хранения и приготовления пищи и украшения интерьера. Как видно на слайде, многие считают, что еда лучше хранится именно в керамической посуде.
А вот особые свойства керамической посуды известны далеко не всем, но некоторые все же отметили ее экологичность, способность сохранять в еде витамины, хранить тепло и то, что еда в такой посуде долго не портится, потому что глина «дышит».
Так же, был задан вопрос «Где именно Вы бы предпочли приобрести керамические изделия/посуду» и многие ответили, что если бы знали мастеров-керамистов, то конечно бы приобретали изделия у них, но не для всех это принципиально важно, главное, чтобы изделие нравилось.
И еще меня интересовало, хотят ли люди попробовать свои силы в гончарном деле, и многие дали положительный ответ, а другие объяснили причину отказа возрастом или полным отсутствием навыков в рукоделии.
В ходе выполнения работы, мы выяснили, что гончарное ремесло известно с незапамятных времен.
И сейчас это вечное ремесло вовсе не забыто. Керамика — один из популярнейших видов современного прикладного искусства.
Более того, керамика сегодня широко применяется людьми, так как удивительные свойства глины позволяет использовать ее не только в быту, но и в других областях.
Мы убедились в справедливости старинной русской поговорки: «Не боги горшки обжигают, а мастера». А мастером может быть только тот, кто проявит трудолюбие, упорство и любовь к избранному делу.