Для проведения исследования использовались следующие методики:
Методика № 1 «Тестирование и анкетирование учащихся 10 класса».
Методика № 2 «Составление рекомендаций по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся».
Методика № 3 «Интервьюирование учителей».
Методика № 1
Тестирование и анкетирование учащихся 10 класса.
Цель: выяснить тип темперамента учащихся 10 класса.
Среди учащихся было проведено три тестирования: тест Г. Айзенка на определение типа темперамента, тест Русалова, тест «Формула темперамента» (А.Белов).
Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.
Варианты ответов на вопросы: "да", "нет". Первый ответ, пришедший Вам в голову, является правильным. Ваши ответы - "да" - плюс, "нет" - минус - фиксируйте на листке бумаги.
- Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы испытать сильные ощущения?
- Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
- Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
- Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
- Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
- Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
- Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
- Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
- Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
- Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
- Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
- Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
- Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?
- Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
- Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
- Вас легко обидеть?
- Любите ли Вы часто бывать в компании?
- Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других людей?
- Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
- Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
- Часто ли Вы мечтаете?
- Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
- Часто ли Вас тревожит чувство вины?
- Все ли ваши привычки хороши и желательны?
- Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
- Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
- Считают ли Вас человеком живым и веселым?
- После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
- Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
- Вы иногда сплетничаете?
- Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
- Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
- Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
- Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
- Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
- Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
- Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
- Вы раздражительны?
- Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
- Верно ли, что Вас не редко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
- Вы ходите медленно и неторопливо?
- Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
- Часто ли Вам снятся кошмары?
- Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
- Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
- Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
- Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
- Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
- Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
- Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
- Трудно ли получить настоящее удовольствие от вечеринки?
- Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
- Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
- Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
- Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
- Любите ли Вы подшутить над другими?
- Страдает ли Вы от бессонницы?
Тест Русалова.
Инструкция. Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. Отвечайте быстро, не задумываясь, не пропуская ни одного вопроса. Помните, нет "хороших" или "плохих" ответов. Если Вы выбрали ответ "да", поставьте крестик (галочку). Ваши ответы не будут никому демонстрироваться.
Опросник ОСТ
- Подвижный ли Вы человек?
- Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
- Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
- Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
- Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
- Ранимый ли Вы человек?
- Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?
- В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?
- В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
- Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
- Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
- Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
- Нравится ли Вам быстро бегать?
- Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?
- Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
- Трудно ли Вам говорить очень быстро?
- Часто ли вы испытываете тревогу, что выполнили работу не так, как нужно?
- Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
- Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
- Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
- Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
- Охотно ли Вы выполняете сложную ответственную работу?
- Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
- Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
- Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?
- Возникают ли у Вас конфликты с вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
- Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
- Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
- Любите ли Вы сидячую работу?
- Легко ли Вам общаться с разными людьми?
- Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
- Все ли Ваши привычки хороши, желательны?
- Быстры ли у Вас движения рук?
- Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
- Легко ли Вам переключаться от одного варианта решения задачи на другой?
- Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких людей?
- Разговорчивый ли Вы человек?
- Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
- Вы обычно говорите свободно, без запинок?
- Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
- Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши недостатки?
- Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?
- Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
- Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
- Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
- Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
- Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?
- Сосёт ли у Вас "под ложечкой" перед ответственным разговором?
- Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
- Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?
- Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
- Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание независимо от того, удобно вам это или нет?
- Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
- Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
- Любите ли Вы игры в быстром темпе?
- Много ли в Вашей речи длительных пауз?
- Легко ли Вам внести оживление в компанию?
- Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь делом?
- Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?
- Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?
- Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
- Любите ли Вы бывать в большой компании?
- Волнуетесь ли Вы выясняя отношения с друзьями?
- Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
- Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
- Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
- Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
- Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?
- Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?
- Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
- Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
- Быстро ли Вы читаете вслух?
- Вы иногда сплетничаете?
- Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
- Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
- Охотно ли Вы выполняете множество различных поручений одновременно?
- Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
- В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
- Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
- Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?
- Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать своё мнение?
- Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
- Обычно вы предпочитаете лёгкую работу?
- Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
- Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
- Испытываете ли Вы тягу к людям?
- Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
- Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
- Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
- Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
- Склонны ли вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?
- Нравится ли Вам быстро говорить?
- Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
- Предпочитаете ли Вы работать медленно?
- Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?
- Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
- Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые были Вами допущены?
- Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?
- Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
101. Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?
102. Устаёте ли Вы, когда Вам приходится говорить долго?
103. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
Тест «Формула темперамента» (А.Белов)
Если вы:
1) неусидчивы, суетливы;
2) невыдержанны, вспыльчивы;
3) нетерпеливы;
4) резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
5) решительны и инициативны;
6) упрямы;
7) находчивы в споре;
8) работаете рывками;
9) склонны к риску;
10) незлопамятны;
11) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
12) неуравновешенны и склонны к горячности;
13) агрессивный забияка;
14) нетерпимы к недостаткам;
15) обладаете выразительной мимикой;
16) способны быстро действовать и решать;
17) неустанно стремитесь к новому;
18) обладаете резкими порывистыми движениями;
19) настойчивы в достижении поставленной цели;
20) склонны к резким сменам настроения – то вы чистый холерик.
Если вы:
1) веселы и жизнерадостны;
2) энергичны и деловиты;
3) часто не доводите начатое дело до конца;
4) склонны переоценивать себя;
5) способны быстро схватывать новое;
6) неустойчивы в интересах и склонностях;
7) легко переживаете неудачи и неприятности;
8) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;
9) с увлечением беретесь за любое новое дело;
10) быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;
11) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;
12) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;
13) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;
14) выносливы и работоспособны;
15) обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;
16) сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;
17) обладаете всегда бодрым настроением;
18) быстро засыпаете и пробуждаетесь;
19) часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;
20) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться – то вы, конечно же, сангвиник.
Если вы:
1) спокойны и хладнокровны;
2) последовательны и обстоятельны в делах;
3) осторожны и рассудительны;
4) умеете ждать;
5) молчаливы и не любите попусту болтать;
6) обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;
7) сдержаны и терпеливы;
8) доводите начатое дело до конца;
9) не растрачиваете попусту сил;
10) придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;
11) легко сдерживаете порывы;
12) маловосприимчивы к одобрению и порицанию;
13) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;
14) постоянны в своих отношениях и интересах;
15) медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;
16) ровны в отношениях со всеми;
17) любите аккуратность и порядок во всем;
18) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;
19) обладаете выдержкой;
20) несколько медлительны – то вы, без сомнения, флегматик.
Если вы:
1) стеснительны и застенчивы;
2) теряетесь в новой обстановке;
3) затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;
4) не верите в свои силы;
5) легко переносите одиночество;
6) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;
7) склонны уходить в себя;
8) быстро утомляетесь
9) обладаете тихой речью;
10) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;
11) впечатлительны до слезливости;
12) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;
13) предъявляете высокие требования к себе и окружающим;
14) склонны к подозрительности, мнительности;
15) болезненно чувствительны и легко ранимы;
16) чрезмерно обидчивы;
17) скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;
18) малоактивны и робки;
19) уступчивы, покорны;
20) стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих – то вы меланхолик.
Методика № 2
Составление рекомендаций по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся.
Цель: составить рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся.
Выяснив тип темперамента каждого ученика, его сильные и слабые стороны, следующим моим шагом было составление рекомендаций по подготовке к ЕГЭ.
Методика № 3
Интервьюирование учителей.
Цель: выяснить мнения учителей о новой форме сдаче экзаменов.
Вопрос № 1. Как вы относитесь к ЕГЭ?
Вопрос № 2. Какие преимущества получает ученик при сдаче ЕГЭ?
Вопрос № 3. На ваш взгляд, ЕГЭ – действительно объективная проверка знаний учеников?
Мной были опрошены : Ростовцева Л.А. (учитель английского языка), Кислина Н.В., Иванова Е.А. (учитель географии), Фёдорова В.И. (учитель математики), Моисеева Т.И. (учитель русского языка и литературы), Нигматзянова Е.Ю. (учитель информатики).
IV Практическая часть.
Используя методику № 1, испытуемым я предложила ряд методик: А. Белов «Формула темперамента», Г. Айзенк «Каков ваш темперамент?», В.М. Русалов «Структура вашего темперамента» . Результаты диагностики представлены в сводных таблицах, диаграммах и графиках .
При определении процентного соотношения типов темперамента, присущих конкретному человеку, (по методике А.Белова) выяснилось, что в нашем классе 27% учащихся с преобладающим темпераментом холерика, 27% - сангвиника, 18% - флегматика, 9% - меланхолика. Кроме того, у 4-х учащихся смешанный тип темперамента 18 % (темперамент ярко не выражен).(см. приложение №1)
Для подтверждения результатов мной была использована методика «Каков ваш темперамент?» Г. Айзенка, позволяющая выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интроверсии. По результатам тестирования выяснилось, что в нашем классе 14% интровертов, 86% - экстравертов. Эмоционально устойчивы – 45%, неустойчивы – 55%.(см. приложение № 3) Распределение по ведущему типу темперамента в основном совпало с результатами предыдущей диагностики: холериков – 54%, сангвиников – 32%, флегматиков – 9%, меланхоликов – 5%. Расхождения связаны с тем, что у некоторых учащихся результат пограничный (между сангвиником и флегматиком).
Можно предположить, что наибольшие трудности ждут на ЕГЭ представителей неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхоликов и холериков .
Чтобы подтвердить либо опровергнуть это предположение, мной было проведено соответствие между результатами экзамена по новой форме за 9 класс и ведущим типом темперамента. (см. таблицу №1, см. приложение № 4).
Анализируя данные таблицы, можно отметить следующее:
- Все учащиеся нашего класса, имеющие ярко выраженный темперамент холерика сдали экзамен в соответствие своих возможностей.
- Из 3 человек с темпераментом меланхолика 3 человека сдали экзамен ниже годовой оценки.
- Из 4-х человек с темпераментом флегматика 2 человека сдали экзамен в соответствии с годовой оценкой, 2 человека – в соответствие с итоговой оценкой.
- Из 9 сангвиников примерно половина учащихся сдали экзамен на оценку, которая
выше годовой.
Чистоте эксперимента мешает то, что нет возможности с минимальной погрешностью определить, насколько качественно готовились к экзаменам мои одноклассники. Возможно, что низкий результат некоторых из них связан с тем, что они просто не учили программный материал. Этот вопрос выявлялся мной через анкетирование (достоверность которого на совести респондентов). По данным анкет, из 10-ти человек, получивших низкую оценку на экзамене, серьезно готовились к экзамену 5 человек, 2 – повторяли основные темы, 3 человека – понадеялись на свои знания и не занимались специальной подготовкой.
Считаю необходимым упомянуть о том, что наши учительницы русского языка, Савельева Р.А и Моисеева Т.И., по результатам теста обладают уравновешенным флегматическим темпераментом. Вероятно, что система подготовки к экзамену, которую она применяет, больше всего подходит флегматикам.
По данным анкетирования одноклассников выяснилось следующее:
- Большинство учащихся-холериков отмечают, что во время экзамена их раздражала незнакомая обстановка, однообразная деятельность, видимая легкость и узнаваемость задания. Они признают, что оказались не готовы объективно оценить свои силы. Многие отметили, что покинули МПЭ намного раньше окончания экзамена.
- Ученики с меланхолическим темпераментом среди основных трудностей отмечают страх перед ограниченностью времени, стеснение задать вопрос незнакомому организатору по оформлению работы. Они признают, что много времени потратили на то, чтобы справиться с волнением, что им до конца так и не удалось.
- Одноклассники с флегматическим темпераментом больше всего опасались нехватки времени, но отмечают, что им быстро удалось справиться с волнением.
- Сангвиники отмечают, что не испытывали особого страха перед экзаменом, так как были уверены в себе. На экзамене им помогло то, что они пропускали непонятные задания, возвращаясь к ним в конце. Среди трудностей отмечают недостаток одобрения со стороны экзаменатора, однообразие тестовых заданий.
Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.
Используя методику № 2, я составила рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся. (см. таблицу № 2 и таблицу № 3)
Используя методику № 3 , я узнала мнения учителей по поводу ЕГЭ. Проведя опрос, мнения учителей о ЕГЭ были солидарными. Почти все они ответили, что относятся к ЕГЭ отрицательно. На следующий заданный мной вопрос они сказали, что выпускник получает большие преимущества при сдаче ЕГЭ. Например, 2 раза не нужно сдавать экзамен, набрав высокие баллы, можно поступить в престижные ВУЗы страны. На третий вопрос все учителя ответили : «Нет».
В результате проделанной работы получены следующие результаты:
- В результате начального этапа исследования были структурированы основные теории, сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.
- В результате практико-накопительного этапа исследования были обобщены основные характерологические черты личности, присущие представителям того или иного темперамента; доказана первоначальная гипотеза о том, что если заранее знать особенности своего темперамента, его влияние на учебно-познавательную деятельность, то путем разработки индивидуальных психолого-педагогических рекомендаций можно повысить результативность сдачи ЕГЭ, снизив стрессовую составляющую экзамена.
- В результате практико-обобщающего этапа были обобщены результаты исследовательской работы, систематизированы результаты исследования, соотнесены предполагаемые и реальные результаты исследования, сформулированы выводы и подготовлены рекомендации по подготовке к ЕГЭ с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся.