Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
Метод экскурсий и подсчета следов
Для выяснения, количества кабанов, обитающих в Юргамышском заказнике было проведено исследование их численности маршрутным методом, а именно, по двум его модификациям: методу экскурсии и подсчёта следов. Суть метода экскурсии состоит в том, что в ходе зоологической экскурсии, которая проводится на фиксированной территории с известной площадью и протяжённостью маршрута, учитываются следы жизнедеятельности кабанов, тропы, а также случаи непосредственного наблюдения кабанов. Метод подсчёта следов - это подсчёт числа кабаньих троп на фиксированной площади или маршруте в 5 километров.
Необходимо упомянуть, что подсчёт следов производился после затирки предыдущих за сутки до того, т.е. учитывались только те следы, которые появились за последние сутки. Работа по учету животных проводится в два дня. В первый день учетчик, проходя по маршруту, затирает хвойными ветками все пересекающиеся следы. Во второй день учетчик проходит по тому же маршруту, отмечает все новые следы, пересекающие учетный маршрут, с указанием вида и количества животных, оставивших следы.
После окончания учета обрабатывают полученные данные. За единицу учета (показатель учета) принимается количество следов на 10 километрах маршрута. Суммируется длина отрезков маршрута по сходным типам угодий, и вычисляется показатель учета при помощи формулы Y = N – (10/S), где Y — показатель учета, N - число встреченных следов, S – длина маршрута в километрах.
Изучение животных при помощи видео-регистратора
Для изучения жизнедеятельности кабанов был использован видео-регистратор марки (TRUTH CAM 60, Model No. 63030).
Видео-регистратор устанавливают на дерево или делают для фиксации специальное приспособление. После установления включают на сутки или двое. Для снятия информации используется компьютер. Запись производится в формате VGA.
Произведя анализ видеозаписи можно определить: численность стада, возрастной состав, особенности поведения и жизнедеятельности.