Чтобы определить плотность своего тела необходимо знать его массу и объем. Массу тела можно определить с помощью весов. Объем можно определить методом №1. Для этого надо наполнить ванну водой, отметить уровень воды 1. Погрузиться в воду с головой и отметить уровень воды 2. Выйти из ванны. Вода опустится до уровня 1, используя мерную посуду долить, считая литры воду до отметки 2. Полученный объем это объем вашего тела.
Метод №2.
Так как воспользоваться методом № 1 в наших условиях достаточно проблематично (не у каждого учащегося дома есть ванна, не каждый подросток может поместиться в ванну с головой), то решил воспользоваться для определения объема тела школьников методом № 2.
В декабре 2011 года мною были измерены учащиеся с 1 по 11 класс МБОУ «Козьминской СОШ» (всего 49 человек: из них 24 девочки, 25 мальчика) и определены плотности их тел. Проведено анкетирование учащихся.
Получены следующие результаты:
1. Средняя плотность тела учащихся 5 – 11 классов мужского пола равна 1.04 г/см3 , а средняя плотность тела учащихся 5 – 11 классов женского пола равна 1, 05 г/см3, что совпадает со средней плотностью тела подростков.
2. Средняя плотность тела учащихся 1 – 4 классов мужского пола равна 0.97 г/см3 , а средняя плотность тела учащихся 1 - 4 классов женского пола равна 0,96 г/см3, что оказалось ниже средней плотностью тела подростков. Это можно объяснить, что у детей плотность тела не достигла нормального значения и имеет еще частично хрящевидную структуру.
3. Плотность тела человека близка к плотности воды, так как в противном случае человек никогда не смог бы плавать. Однако плотность тела у каждого человека разная и носит индивидуальный характер.
Проанализированы анкеты учащихся, которые принимали участие в исследовании, выявлены факторы оказывающие влияние на плотность их тел.
С использованием программы Excel был выявлен коэффициент корреляции между рядом данных плотность тела подростка и рядами данных факторов влияющих на плотность тела подростков. Коэффициент корреляции показывает степень взаимозависимости между двумя рядами данных и может находиться в диапазоне от - 1 до + 1, т.е. корреляция (взаимосвязь) может быть как отрицательная, так и положительная. В случае если коэффициент корреляции равен нулю, то взаимосвязь между рядами данных отсутствует.
Значения коэффициента корреляции между рядом «плотность» и остальными рядами показаны внизу таблицы в соответствующих столбцах.
Положительное влияние на плотность тела подростков оказывают занятия спортом (Коэффициент корреляции 0,415371)
Неподвижный образ жизни (вследствие длительного пребывания за рулем, перед компьютером, телевизором, из-за заболевания суставов и т. д.), вынужденное длительное пребывание в постели способствуют быстрой потере костной массы, снижению плотности тела человека, что значительно повышает риск переломов.
Регулярная активная мышечная работа положительно воздействует на строительство костной ткани.
В Козьминской школе для учащихся предоставлены все возможности для развития двигательной активности. Каждое утро школьники и учителя начинают с зарядки, проводится много соревнований по волейболу, баскетболу, теннису, работают спортивные секции (4), кружок ЛФК, для младших школьников организованы прогулки на свежем воздухе «Час здоровья», подвижные игры в зале, динамическая перемена после третьего урока, в каждом классе три часа в неделю уроки физкультуры, работает туристический кружок.
Однако 31 % учащихся отметили, что не занимаются спортом и мало бывают на свежем воздухе, предпочитая проводить свободное время дома за компьютером.
Очень немногие задумываются о том, насколько их рацион питания соответствует представлениям о здоровом образе жизни.
В продуктах питания содержатся необходимые элементы для построения организма, особенно кальций. Недостаточное потребление кальция с пищей препятствует нормальному росту и формированию костной массы, а, следовательно, и плотности тела.
Дефицит кальция является причиной примерно 150 различных заболеваний, в том числе остеопороза, что снижает плотность тела.
Но необходимо помнить, что кальций хорошо усваивается в присутствии магния (в соотношении 1 : 0,7) и фосфора (в соотношении 1 : 1,5).
А так же прочность костей зависит от поступления в организм вместе с кальцием меди, селена, бора, цинка, марганца, витаминов С, D, В.
Важную роль в формировании и функционировании костной ткани играет белок.
Положительное влияние на плотность тела человека оказывают следующие продукты питания:
• кисломолочные продукты (Коэффициент корреляции 0,155833),
Однако в рационе питания 61 % учащихся отсутствуют кисломолочные продукты или бывают очень редко.
• употребление рыбы, морепродукты (Коэффициент корреляции 0,066998),
Анализ анкет показал, что 71% учащихся не любят, есть рыбу и морепродукты.
• ржаного хлеба, зернового хлеба (Коэффициент корреляции 0,231315),
По данным опроса 53 %учащихся предпочитают пшеничный хлеб ржаному хлебу.
• пшено, овсяные хлопья, гречка (Коэффициент корреляции 0,024349).
Однако 59%учащихся не употребляют регулярно пшено, гречку, овсянку.
Значит макро, микроэлементы и витамины поступают в организм в недостаточном количестве.
Важной задачей является как обогащение рациона питания кальцием, так и препятствие его вымыванию из костей.
Отрицательное влияние на плотность тела человека оказывают следующие продукты питания:
• употребление газированных напитков (кока-колы) (Коэффициент корреляции
-0,2832),
Но школьники очень любят пить газированные напитки. 65% учащихся отметили, что регулярно употребляют газированные напитки.
• употребление соленой пищи (Коэффициент корреляции -0,09412),
55% учащихся любят соленую пищу.
• употребление кофе (Коэффициент корреляции -0,2162).
35% учащихся злоупотребляют кофе.
Недостаток одних продуктов питания и злоупотребление другими продуктами питания отрицательно сказывается на формировании костной ткани подростка, этим можно объяснить низкую плотность тела некоторых учащихся.
Поступление в организм витаминов так же зависит от рациона питания подростка. А рацион питания во многом зависит от возможности родителей приобрести нужные продукты. Большинство семей учащихся МБОУ «Козьминской СО школы» имеют доход ниже прожиточного минимума, поэтому семьям не хватает средств, для приобретения необходимых продуктов. Заметное снижение плотности тела у учащихся наблюдается в период интенсивного роста организма, особенно при недостаточном нерациональном питании.
Чтобы усвоился кальций в организме подростка нужен витамин D, который может вырабатываться в организме человека под действием ультрафиолетовых лучей, но в наших северных широтах короткое лето, пасмурных дней горазда больше, чем солнечных, в зимний период длина светового дня меньше длины ночи. Из числа опрошенных учащихся только 5 смогли побывать летом 2011 года у моря, что составляет 10%.
Отрицательное влияние на плотность тела оказывают стрессовые ситуации, в которые попадают дети (Коэффициент корреляции -0,06574).
Когда мы очень сильно волнуемся, переживаем, кальций начинает интенсивно вымываться из наших костей. Как следствие, снижается плотность тела, возникает остеопороз. Вымывание кальция — бич космонавтов. Потеря этого элемента у них обусловлена не состоянием невесомости, как считалось раньше, а постоянным стрессом, переносимым во время полета.
44 % учащихся МБОУ «Козьминской СО школы» отметили, что часто находятся в стрессовых ситуациях.