Для изучения отношения обучающихся к ЗОЖ мы провели анкетирование среди 80 обучающихся нашей школы в возрасте от 11 до 17 лет.
С помощью анкеты №1 (Приложение 1) мы изучили отношение обучающихся к проблеме курению и алкоголизму в группе респондентов 11 – 17 лет. Оказывается, курить и пить хотя бы раз в жизни пробовали 54% подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Среди 11-12-летних попробовавших до 10 лет сигарету 5%, к 14 годам эта цифра возрастает вдвое, в 17 лет попробовали хоть раз уже 60%. Четверо из пяти подростков в возрасте 17 лет уже имеют опыт употребления спиртного или табака.
Среди опрошенных 59% не пробовали курить. 10% попробовали первую сигарету до того, как им исполнилось 10 лет; 5% — между 10 и 12 годами и 26% — после 12 лет (Приложение 2).
Сами подростки называли множество причин, объясняющих, почему их сверстники курят. Среди причин наиболее часто встречается ответ «за компанию». Ответ «удовольствие от курения» стоит на первом месте для респондентов 11-12 лет; чаще всего говорили о желании казаться взрослее обучающиеся 13-14 лет; для респондентов 15-17 лет основной причиной курения является «за компанию». С увеличением возраста уменьшается влияние сверстников и количество респондентов, ответивших, что курильщики получают удовольствие от курения (Приложение 3).
Вопрос об употреблении алкоголя показал не менее удручающие результаты. Среди опрошенных 60% не употребляли спиртные напитки. Среди респондентов 11-12 лет спиртные напитки попробовали 17%, к 15-17 годам пробовали алкоголь уже 60%.
В отношении мальчиков и девочек к алкоголю выявилось различие: среди мальчиков 60% не приветствуют алкоголь, среди девочек только 10% (Приложение 4).
В целом у подростков сложился довольно негативный образ по поводу вредных привычек. Подавляющее большинство считают их опасными.
Самым эффективным средством уменьшения курильщиков и детей, употребляющих алкоголь, участвовавшие в анкетировании считают разработку спортивных программ. Среди старшеклассников 40% считают важными разъяснения о вреде алкоголя и табака. Напротив, культурные программы, оцениваются невысоко (Приложение 5).
Анкета № 2 была посвящена выполнению режима дня обучающимися школы (Приложение 6). Цель анкетирования – ответить на вопрос: «Какие есть нарушения по режиму дня?»
Нами было установлено, что половина обучающихся делают зарядку время от времени. Третья часть старшеклассников никогда не делает утреннюю зарядку.
Более 60 % обучающихся среднего звена и более 23 % старшеклассников садятся за уроки сразу после школы, не отдохнув.
Большинство ребят ложиться спать не всегда в одно и тоже время, что сказывается на работоспособность обучающихся на уроках. 21% из категории 11-12 –летних и 17% из категории 15-17-летних ложатся спать во время учебного года в рекомендуемое для подростков время.
Большую тревогу вызывали ответы на вопрос о времени провождения у телевизора или компьютера. При увеличении возраста количество школьников, сидящих у экрана более 2 часов, становится больше, что свидетельствует о недостаточной ответственности детей за свое здоровье (Приложение 7).
Почти треть обучающихся научились планировать свой день. 60% школьников планируют свой рабочий день периодически, половина обучающихся 11-12 лет не планируют свой рабочий день никогда.
Меры борьбы с курением:
больше писать и говорить о вреде курения;
усилить антиникотиновое воспитание в начальных и средних классах;
врачи должны чаще выступать в школах, рассказывая о вреде курения;
больше спортивных секции, соревнований, спортивных сооружений, где можно было бы заняться различными видами спорта;
учителя школы не должны курить и этим подавать пример ученикам.
Рекомендации обучающимся:
1.Если ты хочешь чего-то добиться в жизни, то тебе необходимо:
ежедневное полноценное питание;
соблюдение режима дня;
физическая активность;
ежедневные прогулки на свежем воздухе;
развитие самодисциплины.
2.Отказ от курения, составление плана прекращения курения.