Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Соловьева Диана, Давыдова Вероника, Дроздов Игнатий
Регион: (не указан)
Населённый пункт: д.Жгунь Добрушского района Гоме
Образовательное учреждение: ГУО
Класс обучения: 7
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

9.8

Экспертная оценка что это?
Работа получила экспертную оценку
Что это такое? (см. шаг 5)
Работа (эта работа отмечена дипломом на сессии КИПР) - экспертное заключение по работе выслано автору

Значение окраса кошки на выбор для неё имядателем имени собственного

Дата публикации:

16.11.12

Категория:

Исследования в области гуманитарных наук

Руководитель работы:

Атрощенко Людмила Анатольевна

Поделиться работой в соц.сетях:


Известно, если котёнок родился в питомнике, то у него уже есть имя: ему присваивают кличку, которая начинается с той же буквы, какой классифицирован весь помет, а перед именем в паспорте животного будет стоять название питомника. Возникает вопрос: какое значение имеет цвет шёрстки обыкновенной домашней кошки при выборе для неё хозяином имени собственного? Чем же руководствуются сельские жители, давая имя своей «беспаспортной» кошке?
Предмет исследования: домашние кошки. Объект исследования: фелоним - кличка домашней кошки, кота.
Возможно, что окрас кошки оказывает существенное влияние на выбор имядателем клички для животного.
установить значение окраса кошки на выбор для неё имени собственного
В ходе исследования выявлено: 1. Окрас является важным «зрительным» мотивом именования кошки, поскольку установлено: 33% от опрошенных имядателей при выборе клички ориентировались на окрас, т.е третью часть всех собранных фелонимов составляют имена собственные, образованные на основе ассоциаций, вызываемых цветом шёрстки животного; в 30% случаев имядатели не задумывались при выборе клички, 37% дали имя собственное, исходя из определенных мотивов. 2. В число наиболее частотных ФМО попали те, которые придуманы для кошек, имеющих сплошной окрас. Клички двухцветных кошек имеют низкое процентное соотношение к одноцветным, а трехцветных, вошедших в список, вообще не связаны с окрасом (кошки названы человеческими именами). 3. ФМО занимают верхние строчки в рейтингах по традиционности именования, по частоте их употребления и оригинальности имятворчества хозяев, что, несомненно, подтверждает гипотезу о значении окраса кошки на выбор для неё имядателем имени собственного. 4. В имятворчестве играют роль личные способности, фантазия человека: кто-то может придумать нечто оригинальное для питомца, а кто-то не будет раздумывать.
Данная работа поможет формированию доброго отношения к домашним животным, развитию наблюдательности и фантазии. Работа может быть интересна всем, у кого есть домашние любимцы и тем, кто заботится о животных.

Однажды нам задали сочинение о любимом животном. Как оказалась,  в каждой семье учеников нашего класса живут  домашние  любимцы, и кошек-котов больше всего: беспородных, персидских, сибирских, сиамских... Ни у одной кошки нашего агрогородка Жгунь нет паспорта. Было интересно слушать рассказы друзей о разных случаях и приключениях, описания цвета шерстки любимцев.  А какие только клички не придуманы для четвероногих друзей!

И вот мы решили выяснить, имеет ли значение окрас шёрстки при именовании животного. Распределили обязанности следующим образом: Давыдова Вероника изучает литературу по ономастике и   об окрасах кошек,  работает  с анкетами; Соловьева Дина продумывает и проводит эксперименты; Дроздов Игнатий обрабатывает числовые данные, фотографирует животных, готовит презентацию работы.

Вначале установили, что клички кошек изучаются в  разделе лексикологии, который носит название «фелонимы», от латинского слова «Felis» – кошка,  а первое официальное упоминание в России о кличке кота и одновременно о его окрасе   связано с именем  Петра I, которому животное привезли из Голландии: «был он сер и полосат, и звали его Васька».

Мы условились, что с целью экономии языковых средств мы будем использовать термин кошка независимо от пола животного.

Затем проанкетировали 49 респондентов (учащиеся 6, 7, 8, 11 классов и 2 учителя). На одного респондента приходится 1,46 кошки (всего 60 кошек). В ходе анализа данных анкет выяснилось, что 21 кошка имеет тёзку, поэтому на 6о кошек приходится 39 фелонимов.

Также мы попросили респондентов вспомнить  клички кошек из отечественных художественных произведений, фильмов, мультфильмов и т. п., а также по возможности указать название и автора произведения и почему животному была дана такая кличка.

Опрошенные назвали клички Леопольд,  Базилио, кот Баюн, Матроскин и др., однако смогли объяснить цитатой из мультфильма только происхождение связанного с полосатым окрасом имени собственного Матроскин: «…коты полосатые и матросы тоже. У них тельняшки такие…»  (рис.2).

Первичный количественный анализ кличек проведён на основе составленного нами и систематизированного списка фелонимов без учета комментариев имядателя о причине выбора имени собственного для питомца ( приложение 1). Окончательный количественный анализ с учетом мотивов показал увеличение процента ФМО, т.к. имядатели в имятворчестве отталкивались от определенных ассоциаций ( рис.3-6).
Строго в соответствии с окрасом выделяется 33% от общего количества фелонимов или третья часть (приложение  5).

Проведен эксперимент «От обратного», который выявил, что можно в ряде случаев, не видя кошку, по кличке определить её окрас.

         Замечено, что наибольшее количество фелонимов, мотивированных окрасом (далее - ФМО), образовано для кошек, имеющих сплошной цвет шкурки. Клички трехцветных кошек вообще не связаны с окрасом. В связи с этим фактом проведен эксперимент: «Дай кошке имя», ставивший целью выяснение степени влияния окраса трехцветной кошки на возможность именования животного в соответствии с ним. Для сравнения требовалось именовать белую и двухцветную (чёрно-белую) кошек. Основываясь на результатах эксперимента «Дай кошке имя», мы осмелимся утверждать, что двух- и трёхцветный окрас также повлиял на выбор имядателем клички, так как вызвал определенные затруднения именования с ними в соответствии.

Список традиционных фелонимов возглавили Васька и Мурка (первое место), за ними по порядку разместились Мурзик, Рыжик, Дымок, Барсик. 3 ФМО заняли верхние позиции рейтинга, войдя в первую пятёрку, что может служить подтверждением гипотезы о значении окраса в имятворчестве имядателей (приложение 3).

В верхней пятерке самых оригинальных фелонимов оказались Звездочка, Ночка, Тень, Багира, которые даны в соответствии с окрасом животного (приложение 4).

Большую фантазию и творческий подход к именованию животного проявили дети, так как девять из верхней десятки оригинальных фелонимов данного рейтинга придуманы именно ими. Взрослые,  как правило, не задумывались о выборе фелонима и называли котят традиционными кличками, которые стали уже иметь характер нарицательных (Мурка, Васька).

В результате исследования выявлены источники и мотивы выбора фелонимов современными сельскими жителями и  определено значение окраса  кошки для имятворчества имядателей.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Диана! Вроде бы простая тема для исследования, а вы такие интересные подходы нашли и даже придумали эксперименты! Успехов вам!
Ребята,очень понравилась ваша работа,продолжайте в том же духе!!!
Работа увлекает. Эта тема может быть началом глубокого исследования. Успехов!
Людмила Владимировна! Благодарим за отзыв! Исследование будет продолжено. Будем изучать традиции и поверья, связанные с окрасами кошки.
Селезнева Ольга / 20:49:55 12.12.2012
Интересно!)
Выбор имени для любимого питомца столь же важен, сколько и для человека! Необычная и очень грамотная работа.
Благодарим за отзывы! Ваше мнение для нас важно!

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика