Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Ковтунова Кристина, Карпова Кристина, Черняк Марина, Рыдкин Вадим
Регион: (не указан)
Населённый пункт: город Добруш
Образовательное учреждение: Жгунская средняя школа
Класс обучения: 8
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

9.9

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отмечена дипломом на сессии КИПР)

Правда и вымысел в легенде об Ольхе

Дата публикации:

16.11.12

Категория:

Исследования в области гуманитарных наук

Руководитель работы:

Атрощенко Людмила Анатольевна

Поделиться работой в соц.сетях:


Славянская народная культура оставила огромное наследие, большая часть которого не была изучена, а значит, постепенно происходит её утрата. И чтобы полностью не потерять то, что оставили нам наши предки, нужно чаще обращаться к народным обычаям, традициям, мифологии и изучать их. Важно сохранить культурное богатство и донести до будущих поколений. Ведь тот, кто не бережет прошлое, не бережет духовную культуру, не заботится о природе, не имеет будущего.
Легенда (о происхождении деревьев и родника).
Старожилы помнят и хранят устные легенды и предания о родном крае.
Сбор и популяризация сохранившиеся на малой родине устных легенд, примет и поверий.
Зафиксирована и изучена легенда, которая, имея определенное сходство в системе образов, основном конфликте, эмоциональной окраске,в то же время является оригинальным произведением устного народного творчества, созданным на впечатлениях от реально существующего уникального уголка природы.Легенда опубликована в журнале "Эколог и я" № 4, 2012 (стр. 8-10), на сайте журнала "Родная прырода" в рубрике "Читатели пишут". Презентация исследования состоялась на районном семинаре заместителей директоров по учебной работе 28.11.2012.
Данная работа поможет сохранению и популяризации местного фольклора и вместе с тем обеспечит фундамент, на котором может прочно основываться охрана природы и природных памятников.Её можно инсценировать на День города, использовать в краеведческих мероприятиях.

Главное в выборе темы исследования - интерес к устному народному творчеству и желание  поиска и раскрытия тайн малой родины. Работа посвящена  изучению легенды о сросшихся деревьях у родника под горой и рассмотрена в духовно-нравственном и экологическом ракурсах. Происхождение  легенды связано с уникальным природным уголком,  который является местом поклонения жителей.

Сюжет легенды таков: дочка князя полюбила бедного парня, и он полюбил её и подарил ей фамильные сережки. Мать девушки, зная, что отец не позволит выйти замуж за бедного, жалеет дочку и разрешает встречаться с юношей. Князь узнает о встречах. Дочь говорит, что ей не надо ни дворцов, ни богатства, а достаточно одного платья, лишь бы жить с любимым.  Однако князь приказал слугам убрать парня с глаз долой. Слуги сборосили юношу с высокой горы. Дочь, узнав об этом, прибежала к месту гибели любимого и одервенела, из её слез возник родник. Мать пришла утешить дочку и тоже превратилась с горя в дерево...С тех пор это место стало священным. К нему приходят люди набрать воды и попросить о благополучии в семейной жизни.  

Выделяются и описываются характерные особенности сюжета и образных средств местной легенды в сравнении с известными в литературе  настоящее время  произведениями мифологии и славянского фольклора. Сравнение показывает как общие для жанра черты, так и ряд особенностей.

Общее в произведениях о сросшихся деревьях заключается в следующем: 1.Ведущая тема - трагическая любовь.  2. Основной конфликт - несогласие дочери с волей отца. 3.Предметно-бытовые детали - из слез возникает родник (река) 4. Так же, как и в известных легендах, превращения происходят на месте гибели героев.  5.  Эмоциональная окраска возвышенная. 

 Проанализировав содержание известных белорусских легенд о сросшихся деревьях «Дуб і сасна», «Легенда кахання» (также о дубе и сосне), мы обратили внимание на то, что добрушское произведение  отличается рядом особенностей. Во-первых, отметим систему образов: в известных легендах  среди сросшихся деревьев одно дерево  «мужское», второе – «женское» (парень - девушка), в добрушской легенде речь идет о деревьях одной породы (мать - дочь).   

Вторая особенность - место нахождения ольхи: добрушское дерево находится не просто вблизи родника, а еще и у подножия горы, а это уже необычное явление.

Есть и третья особенность, подмеченная народом: листья у  ольхи никогда не меняют цвета, они остаются зелеными даже осенью,  когда у других лиственных деревьев расцвечены в красные и желтые тона. Всё это вместе  взятое усиливает мифичность устного произведения, его исключительность. Это сакральное дерево: до сих пор к нему ходят с просьбами, о чем свидетельствуют многочисленные ленточки, привязанные к веткам.

 

В легенде отразились морфо-биологические свойства и особенности ольхи: её хрупкость («кто не умеет гнуться, тот ломается»), покраснение ствола при надрезе («если её поранить – на стволе кровь появится), сережки, зеленое платье («Не меняет Ольха платья своего, как другие деревья, так до морозов и зеленеет»),  из ольхи легко вынуть сердцевину («не выдержало боли её сердце»).

 Изучив литературу о фольклоре Добрушского края, мы не нашли в ней описания легенды об ольхе у родника под горой. 

Нет сюжета и в сборнике белорусских легенд “Бяздоннае багацце: Легенды, паданні, сказы” А. Гурского.  

Однако об ольхе есть упоминания в двух легендах в связи с происхождением красного цвета, который проявляется на срезе ствола. Гомельский ученый В.И.Коваль в книгах “Народныя ўяўленні, павер’і і прыкметы”, “Легенды і паданні» говорит о том, что белорусские легенды связывают красный цвет коры ольхи с кровью черта, который прятался на ней от им же созданного волка, черт науськивал волка на Бога, но тот послушался последнего и укусил черта. Кровь от прокушенной волком пятки  попала на ольху, поэтому кора ольхи и стала красной ”.

 

В греческих и римских мифах ольха упоминается редко, очевидно, потому что была вытеснена как пророчествующее дерево дельфийским лавром. Вместе с тем Вергилий в "Энеиде" дает версию метаморфозы сестер героя Фаэтона. Он говорит, что, «оплакивая своего брата, они превратились в ольховую рощу на берегах реки».

   

 Таким образом, легенда об Ольхе является самобытным уникальным произведением устного народного творчества Добрушского района.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Кристина! Можно ли напроситься на экскурсию? Работа впечатлила! Важное дело делаете для города, для сохранения культуры и экологии! Молодец!
Действительно, ольха - удивительное дерево. Пожалуй, самое удивительное. Морфо-биологические свойства приобрели облик поэтический, и не зря народ опоэтизировал это дерево. Литература и биология оказались тесно связаны: каждый человек в древности ощущал себя частью природы. Серьезная работа проведена вами, ребята.Молодцы! Будущие ученые!
Александра Александровна! Благодарим за оценку нашей работы! Рады, что она заслужила Ваше внимание!
В работе раскрывается влияние соматического на другие (растительный, артефактный) коды культуры, что, в связи с возросшим интересом к антропологии, представляет большой интерес.
Ребят, тема замечательная, продолжайте свои исследования. Рада, что моя работа и ваша нацелены на изучение славянской культуры. Я дописала краткую аннотацию, будет интересно, почитайте =)
Благодарим, Наталья, за оценку нашей работы!Ваше мнение для нас важно!
Хорошая работа!)
Работа просто класс!!Молодец)
В преданиях столько загадок таится, что иногда очень хочется узнать их и здорово что я узнал такую интересную вещь об ольхе
Познавательная работа.Мы тоже изучали местные легенды,но с точки зрения вымысла и правды даже и не думали.Молодец!

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика