Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Коновалова Анастасия Сергеевна
Регион: Алтайский край
Населённый пункт: Славгород
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №17"
Класс обучения: 10
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

9.9

Экспертная оценка что это?
Работа получила экспертную оценку
Что это такое? (см. шаг 5)
Работа (эта работа отмечена дипломом на сессии КИПР) - экспертное заключение по работе выслано автору

Создание каталога "Памятники детям войны"

Дата публикации:

18.11.12

Категория:

Исследования в области гуманитарных наук

Руководитель работы:

Петрачкова Татьяна Григорьевна

Поделиться работой в соц.сетях:


Поводом для исследования явилась статья из газеты г.Красноярска, где было рассказано об установлении памятника детям Великой Отечественной войны в городе. Было указано, что это будет единственный памятник детям в нашей стране. Мы заинтересовались информацией и решили начать поисковую работу в этом направлении, используя возможности сети Интернет.
Объект исследования: сохранение памяти о детях войны как культурологический феномен Предмет исследования: памятники детям Второй мировой войны
Предполагаю, что памятники детям войны являются культурологическим феноменом сохранения памяти о безвинных жертвах военных действий во все времена. Человечество обязано хранить память об этом, чтобы не повторялись трагические события для всех людей мира. Специфика предмета исследования – формирование памяти о детях войны. Тема исследования является общемировой, так как значительная часть стран на карте мира имеет опыт ведения войн с последующей гибелью, как взрослого населения, так и детей, чего в природе не должно быть по определению.
Цель: изучить обстоятельства сооружения памятников детям войны с последующим созданием каталога памятников детям-участникам Второй Мировой войны, а также пострадавшим от войны.
Основная часть Первая глава. Памятники детям войны как форма сохранения памяти Что такое памятник? Памятники — один из видов объектов культурного наследия народов РФ[1]. Памятник – это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов [2]. Памятники истории и культуры – сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность [3]. Памятники подразделяются на [4]: • памятники археологии • памятники истории • памятники архитектуры • памятники монументального искусства Памятники детям войны относятся к памятникам истории [5]. Это форма сохранения памятников о страшных событиях, которые не должны случаться с детьми всех времён и народов. Поэтому памятники детям войны отличаются от любых других памятников по самому определению. Дети являются наиболее пострадавшими от любой войны. Герои памятников детям войны являются дети в возрасте от самого рождения до совершеннолетия: дети – узники концлагерей, дети – участники военных событий, дети – доноры, дети – невинные жертвы военных операций, дети – труженики тыла. Проанализировав время, когда были установлены памятники, мы пришли к выводу, что большую часть памятников установили в последние десятилетия. Это говорит о том, что люди помнят и чтят память прошедших событий, чувствуют ответственность и вину за, что было совершено. По результатам нашего исследования ранее 1951 года памятников обнаружено не было. Однако это не говорит о том, что памятники не устанавливались. Эта тема требует дальнейшего изучения. Первый памятник был установлен в Керчи в 1951 году пионеру-герою Володе Дубинину. Далее памятники устанавливались, в основном, в связи с юбилеями военных событий. В дальнем зарубежье первый памятник был установлен в Японии в 1958 году. Это памятник с названием «Детский памятник мира – жертвам взрыва атомной бомбы». Степень сохранности памятников, в основном, удовлетворительная. За памятниками детям войны во многих населенных пунктах ухаживают поисковые отряды, члены советов местных музеев. Достаточное внимание оказывают местные власти. Вторая глава: Опыт создания каталога 2.1 Изучив карту, где были сооружены памятники детям войны, я подразделила их по территориальному признаку (географии) на Памятники России, Памятники ближнего зарубежья и Памятники дальнего зарубежья. Памятники детям в России находятся в населённых пунктах по всей стране. В бывших союзных республиках (ныне ближнее зарубежье) были обнаружены памятники детям второй мировой войны только в Белоруссии и Украине. Шесть стран установили памятники детям, пострадавшим от войны. Это Бельгия, Венгрия, Испания, Польша, США. Япония. 2.2 Далее по тематике я разделила памятники на три группы: Именные памятники, Памятники с необычной историей и Общие памятники. К первой группе памятников я отнесла памятники пионерам-героям. Они установлены на Родине, где проходили бои, и где погибли юные герои. К этой же группе относятся именные памятники Тане Савичевой, которая пережила блокаду, потеряла семью и умерла от последствий пережитых событий, а также именной памятник японской девочке, погибшей от взрыва атомной бомбы (США). Вторая группа памятников – это памятники с необычной военной историей. Каждый памятник этой категории напоминает о трагических событиях, произошедших с детьми военных лет. Памятник в п.Макеевка установлен детям-донорам, чью кровь выкачивали у детей в возрасте от полугода до совершеннолетия для солдат Германии. В городе Попасная установлен памятник 230 детям, которые погибли, когда их погнали на минные поля, чтобы проверить безопасность прохождения для немецких солдат. В городе Воронеже сотни детей погибли в городском парке от немецкой бомбы во время городского праздника для детей. В посёлках с одинаковым названием Лычково разных областей, Новгородской и Волгоградской, были разбомблены поезда с эвакуированными детьми из Ленинграда. В Варшаве (Польша) во время восстания против захватчиков погибли вместе со взрослыми и дети, которые вышли защищать свой город. Третья группа памятников – это общие памятники. Они, в свою очередь делятся на Памятники Блокады Ленинграда, Памятники малолетним узникам концлагерей, Уникальные памятники, Памятники - символы. Памятники детям блокады города-героя установлены не только в Ленинграде (Санкт-Петербург), но и городах Ярославль и Красноярск уже в последние десятилетия. Памятники малолетним узникам концлагерей установлены в двух городах – г.Обнинск, г.Самара (Россия). Это отдельная печальная история, которая коснулась многих стран. Но памятники малолетним узникам установлены только в России и Беларуси (д.Красный Берег). Уникальные памятники. В эту группу выделены памятники необычные по своему содержанию, теме или дизайну. Привожу примеры таких памятников в России, ближнем зарубежье и дальнем зарубежье: Беларусь, п.Красный берег (по теме или содержанию). Памятник расположен в яблоневом саду деревни, в которой находился один из крупнейших детских донорских концлагерей. Мемориал открывает скульптура одиноко стоящей девочки. Центром композиции уникального памятника-ансамбля является "Площадь Солнца". По высаженному яблоневому саду расходятся "лучи" (аллеи) солнца. Один из них черного цвета – "Луч Памяти" является главным входом в комплекс и следует через "мертвый класс" из белых парт и школьной доски, где располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях. На доске — предсмертное письмо отцу от идущей на смерть 15-летней девочки. Посередине доски "Белый парусник" – мечта детства. Три ряда парт – три года оккупации Рогачева, 7 парт в каждом – 7 тысяч школ было разрушено в Беларуси в годы войны. Украина, Бабий Яр. Киев. За две ночи и два дня (29-30 сентября 1941г.) в Бабьем Яру (Киев) фашисты уничтожили десятки тысяч человек – стариков, мужчин и женщин, детей. Они были расстреляны только по одной причине – за то, что были евреями. В марте 2000 года в северной части Бабьего Яра открыта станция метро Дорогожичи. 30 сентября 2001 года у входа в метрополитен был установлен Памятник расстрелянным детям. Бельгия, г.Мелехен (уникален по теме). Памятник потерянным детям в войну. Корявые руки войны тянутся к хрупкому деревцу, а на постаменте маленькие ступни и ладошки. Памятники-символы несут свою уникальную смысловую нагрузку. Россия, г.Смоленск. Необычный цветок: двухметровый тюльпан с поникшим нераспустившимся бутоном. Наперекор всему, тюльпан из железа и бетона расцветает пышными, яркими букетами цветов в торжественные, праздничные дни. Россия, г.Самара. На постаменте мальчик и девочка. Словно в перерыве они сидят у заводского цеха и держатся за руки. Эта молодая влюбленная пара символизирует те вечные ценности и чувства, которые неподвластны ни времени, ни разрушительным войнам. Россия, г.Симферополь. Скульптурная и идейная суть памятника несёт глубокий символический смысл. Это колокол набатом напоминает всем, что фашизм больше никогда не должен прийти на нашу землю. 1.3 Определение памятников как отдельных объектов в каталоге Каждому объекту мы присвоили личный номер, который состоит из серии (по территориальному признаку ), где буквы Р обозначают «Россия», БЗУ «Ближнее зарубежье, Украина», БЗБ «Ближнее зарубежье, Беларусь» и ДЗ «Дальнее зарубежье» и номеру по порядку (населённый пункт по алфавиту). Каталог открытый: отсутствуют некоторые данные о памятниках (автор, год установления, неполная информация об истории памятников). Каталог завершается сводной таблицей памятников по разделам: Памятники России, Памятники Ближнего зарубежья, Памятники Дальнего Зарубежья. Объекты в таблице расположены в алфавитном порядке. Третья глава: Искусствоведческий объект Памятники детям войны различаются по дизайну. Следует отметить, что памятники дальнего зарубежья отличаются по дизайну от остальных памятников. Например, г.Будапешт, Венгрия, «Древо жизни». Памятник в виде металлической плакучей ивы, на многочисленных листьях которой написаны имена жертв, в том числе и детей. Когда дует ветер, шевелящиеся листья тихо позванивают, как бы напоминая о трагическом периоде истории человечества. Смысловую нагрузку несёт статуя Маленького повстанца в Варшава, дальнее зарубежье. Большая каска, не по размеру сапоги подчёркивают непомерную, недетскую ношу, которую взвалили на себя дети, чтобы защитить свою Отчизну в одном строю со взрослыми. Чувства, вызываемые пребыванием на мемориале в Красном Береге, Беларусь, неизгладимы. Центром композиции уникального памятника-ансамбля является "Площадь Солнца". По высаженному яблоневому саду расходятся "лучи" (аллеи) солнца. Один из них черного цвета – "Луч Памяти" является главным входом в комплекс и следует через "мертвый класс" из белых парт и школьной доски, где располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях. Ближнее зарубежье, Украина, Бабий Яр, Киев. На постаменте хрупкий ребёнок со сломанными игрушками у ног – символ боли, отчаяния. Проект архитектора Игоря Морозова и скульптора Владимира Слободчикова, Беларусь, Могилёв, называется «Последняя зарубка детства». В объемно-пространственной композиции из бронзы авторы представили образ девочки, которая стоит на крыльце сгоревшего дома, прижимая к себе маленького брата. Посредством образа девочки, ставшей для своего брата олицетворением материнской заботы, авторы показали трагедию детей, оставшихся без матерей в самом начале Великой Отечественной войны. Брат с сестрой стоят у сохранившегося косяка родного дома, на котором ежегодно в день рождения детей зарубками отмечался их рост. Последняя зарубка датирована 1941 годом, вернувшимся с войны. Изваяния детей установлены на крыльце из пяти ступеней красного гранита, символизирующих пять лет войны. В основание композиции заложено послание детей войны будущим поколениям детей мира. Символизм чисел также представлен в скульптуре. 1941 – последняя зарубка на косяке двери, зафиксировавшая прежний рост девочки, сейчас она много выше. 1418 – брусчаток на поляне, а также, суровых военных дней. 5 – военные годы или же ступени гранитного крыльца. Россия, г.Смоленск. Это памятник детям – узникам фашистских концентрационных лагерей. Он представляет собой одуванчик, составленный из хрупких детских тел, слившихся в один шар. Шар держится на тоненьком стебле, таком же нежном и хрупком, как детская жизнь. В городе Красноярске установлен памятник детям блокады Ленинграда. Девочка – подросток держит в руке кусочек хлеба. Это суточный паёк блокадников. Рядом малыш с бидончиком. С такими бидонами блокадники ходили на Неву за водой. Позади детей саночки для перевоза погибших к братским могилам. Композиции памятников, фигуры детей – яркий пример беззащитности, страданий, безмерного горя, – укор всему человечеству, напоминание недопустимости содеянного руками человека. II. Заключение В ходе исследования мы обнаружили всего 37 памятника детям войны во всём мире (Россия, Ближнее Зарубежье, Дальнее Зарубежье). В результате был сделан вывод, что памятники детям войны установлены не только в местах сражений, но и во многих населённых пунктах в знак светлой памяти, благодарности за подвиг детей, и в знак скорби за то, что погибли невинные дети во Второй Мировой войне. Первый памятник установлен в 1951 году (Россия). Последний памятник, отмеченный в нашем каталоге, установлен в 2010 году. 13 памятников установлено в последнее десятилетие. Это говорит о тенденции возрастания внимания к проблеме, осознания недопустимости страданий и гибели детей – будущего любой страны. Памятники детям войны являются культурологическим феноменом. Нам удалось создать каталог «Детям войны», классифицировав памятники по территориальному признаку, тематическому признаку. Каждый объект имеет личный номер. В каталоге представлена история каждого памятника. В конце каталога размещена сводная таблица памятников, в которой содержится информация о времени установления, авторах памятников; указывается место расположения, личный номер в каталоге. Каталог имеет право на существование и должен быть продолжен. Каталог имеет печатное издание. Структура печатного каталога: Титульный лист Вступление 1 стр. Оглавление 2 стр. Содержание 3-38 стр. Приложение (сводная таблица памятников) 38-43 стр. Источники 44-45 стр.
В истории человечества на каждое поколение приходится война, где гибнут не только взрослые, но и дети. Человечество обязано хранить память о погибших, чтобы не повторялись трагические события для всех людей мира.Работа может быть важна практически для каждого человека, который стремится к мирному сосуществованию на планете Земля. Каталог может быть использован учащимися, педагогами, любым членом нашего социума.

 Работа представляет собой исследование памятников детям войны как культурологического феномена.В результате был создан каталог "Памятники детям войны", который представляет информацию о памятниках детям, которые явились участниками военных событий и пострадали во время Второй Мировой войны. Памятники детям войны относятся к памятникам истории. Условно мы подразделили их по территориальному признаку: памятники России, памятники Ближнего Зарубежья и памятники Дальнего Зарубежья. По тематике памятники имеют следующее деление: именные памятники (памятники персоналиям), общие памятники (в память о прошедших событиях), и памятники с определённой военной историей. В разделе  "Общие памятники" выделены памятники-символы (несут определённую смысловую нагрузку) и уникальные памятники (отличные от других памятников по исполнению и теме). В каталоге 37 памятников детям войны. Каждому объекту присвоили личный номер, который состоит из серии (по территориальному признаку), где буквы Р обозначают "Россия", БЗ "Ближнее Зарубежье" (Украина, Беларусь) и ДЗ "Дальнее Зарубежье" и номеру по порядку (населённый пункт по алфавиту). Каталог открытый: отсутствуют некоторые данные о памятниках (не установлен автор, год сооружения). Над каталогом продолжается работа. В данный момент оформляются новые страницы. Каталог имеет печатный вариант.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Анастасия,ты затронула очень хорошую тему. молодое поколение должно знать исторою. помнить тех. кто нас защищал.
Очень много исторических вопросов посвящено ВОв. Однако, я впервые увидел рассмотрение наследия войны с точки зрения автора. Спасибо, Анастасия. Затронут интересный вопрос, который, мне кажется, изучен недостаточно подробно. В этом плане твое исследование имеет серьезное практическое значение.
Мне очень понравилась твоя работа, я узнала много нового для себя))
Анастасия, мне очень понравилась твоя работа. Тема интересная, проведено серьёзное исследование. Сам каталог уникален.
Молодец!
очень актуальная тема! молодец, что затронула тему войны. на мой взгляд - каждый должен интересоваться прошлым.
Очень интересно оформлен каталог. Хотелось бы посмотреть его полностью.

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика