Глава 1
Историческая справка
1.1 Кто такие российские немцы?
Кто такие российские немцы? Вот как на этот вопрос ответил Иван Шлейхер: «,,Немцами” в Древней Руси, да и в России нового времени называли выходцев из Германии и ряда других стран Западной Европы. Этот термин возник от славянского слова ,,немой”.»
Сами же ,,немцы”, переселившиеся из раздробленной Германии и других стран в Россию, сохраняли областное и конфессиональное самоназвание, которое на протяжении десятилетий (иногда и столетий) преобладала и над общенациональным. Они называли и называют себя «менонитами», «швабами», «католиками», «лютеранами»… [1]
В России немцев-колонистов со временем возникли новые самоназвания, но старые отчасти сохранили себя доныне. К концу XIX века значительная часть немцев в России осознала себя российскими немцами; этот термин получил некоторое распространение, так как отражал суть сложного процесса образования новой этнической общности, которую, главным образом, объединил единый литературный немецкий язык, но разделил диалекты и говоры, вероисповедания и территориальную разбросанность. [2]
1.2 Что способствовало переселению немцев в Сибирь?
Изучив интернет источники, мы выяснили, что экономическое развитие в России во второй половине XVIII в. не позволяло в достаточной мере удовлетворять растущие потребности страны в продуктах сельского хозяйства. Для освоения полупустующих земель Поволжья, а позднее Юга России, необходимо было земледельческое население. Но помещики не хотели переселяться со своими крестьянами на окраины империи. Поэтому сразу же после вступления на престол Екатерина II обратилась к иностранцам, которые могли бы поселиться на пустующих землях, а впоследствии дать доход государству.
Но её первый манифест от 4 декабря 1762 года остался без последствий лишь потому, что не гарантировал переселенцам надежного будущего. Тогда 22 июня 1763 года Екатерина II издала второй манифест, в котором говорилось, что переселенцы могут селиться в любой губернии, не менять своего вероисповедания и многие другие уступки. Этот манифест не остался безрезультатным.
Семилетняя и англо-французская войны принесли народам Европы, в частности Германии, неисчислимые беды. Как во время войн, так и после их завершения, они должны были поставлять своим правительствам наемников, которых те продавали за большие деньги иностранным державам. Экономическое положение крестьян, ремесленников и рабочих было незавидным: неурожаи, высокие налоги, арендные платы тяжелым бременем ложились на их плечи. Поводом для эмиграции служили и религиозные мотивы, связанные с нетерпимостью некоторых немецких князей к различным сектам. Ещё одной причиной для переселения являлась активная деятельность вербовщиком, которые распространяли агитационные листки, где районы России описывались в розовых тонах.
В январе 1764 г. в городе Любене была создана переселенческая служба, во главе которой стоял купец Кристоф Генрих Шмидт. Позже появились правительственные «комиссары», деятельность которых контролировал русский посланник при рейхстаге Священной Римской Империи Германской нации Иван Смолин. В обязанности всех вербовщиков входило сопровождение по пути в Россию, устройство колонии на месте назначения и управления ими в дальнейшем. Началась массовая эмиграция немцев и образование немецких колоний в Поволжье, на Дону и на Кавказе.
Из книги И.И. Шеленберга «Новь села Шумановка» выяснилось, что в степных просторах юга Западной Сибири (тогда – Томской губернии) не было помещичьего землевладения. Пустовавшие здесь земли были собственностью царской семьи. Ими управлял Кабинет Его Величества. Молва о пустовавшей земле распространилась в районы Центральной России, Украины и Поволжья, где был земельный голод. [3] Уже в конце XIX в. Российское крестьянство большими потоками двинулось в Сибирь, двинулись туда и немецкие колонисты. Этому переселению позднее способствовала и Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 года.
Мои предки по указу Екатерины II в 1763-1768 гг. были переселены в составе первой колонии, численностью 219 человек, из Германии в Саратов. Их путь лежал через Гамбург, Люксембург, откуда они прибыли в Санкт-Петербург. Далее: через Новгород в Тверь и Пензу. Конечное место назначения – Саратовская область, село Гуссенбах.
Глава 2
Жизнь первопоселенцев. Освоение новых территорий
2.1 Первые поселения немцев-колонистов. Начало освоения земель Кулундинской степи
Переселившись в Сибирь, немецкие колонисты сохранили ряд своих особенностей. Каждая этническая группа говорила на своем языке, придерживалась своей веры. Немцы расселялись определенными группами: в Орлове, Синеозерном, Дягелевке, Ясном и Александровке поселились менониты; в Барском, Отрадном, Малышевке – католики; в Новеньком Пришибе, Кругленьком – лютеране. Они основали ряд своих деревень таких как: Подсосново, Хортица, Сереброполь, Гришковка. Большинство поселений было основано в 1907-1909гг.
Переселение менонитов в Кулундинскую степь началось после приятия закона от
19 сентября 1906 г. о передаче переселенческому управлению свободных земель Алтайского округа Томской губернии.
Из воспоминаний бывшего учителя села Краснодол Герарда Фаста [4] мы узнаем, что 4 мая 1907 года ходоки выехали железной дорогой до Новониколаевки (сейчас – Новосибирск), а оттуда пароходом до города Камень-на-Оби, и, наняв извозчика, они на тарантасе двинулись вглубь Кулундинской степи, на те земли, которые им выделил премьер-министр царского правительства П.А. Столыпин. Они брали пробы почв в мешочки, измеряли толщину гумусного слоя и пришли к выводу, что земли Кулундинской степи вполне пригодны для возделывания сельскохозяйственных культур.
Получив разрешение на поселение, менониты в 1907 г. начали переселяться в Кулундинскую степь, и именно тогда было основано большинство немецких деревень. Самым первым испытанием для переселенцев стала дорога, хотя им были предоставлены некоторые льготы.
Переселенцы добирались до Сибири разными путями. Основная масса ехала по Транссибирской железной дороге до Омска, дальше пароходом по Иртышу до Павлодара, а затем уже на подводах добирались до выбранных ими мест.
Основной поток колонистов-переселенцев двинулся в Сибирь в 1908 г. Один поселок за другим появлялись в Кулундинской степи, поэтому уже в 1909 г. возник вопрос о выделении новых населенных пунктов из Тополинской волости в отдельную волость с центром в Орлове.
Первопоселенцам Кулундинской степи принадлежит важная роль в первоначальном освоении обширной территории этой степи. В 1911 г. здесь было основано уже 60 немецких населенных пунктов.
Целинная земля держала крестьянина в постоянном напряжении. Воду приходилось поднимать из шахтных колодцев глубиной от 8 до 30 метров ручным воротом или конным приводом. Однако, переселенческое управление Барнаульского уезда заблаговременно позаботилось о том, чтобы в каждом поселении был сооружен хотя бы один казенный колодец.
2.2 Жизнь первопоселенцев на освоенных территориях
В первые годы многие переселенцы терпели нужду. Новоселы одноплеменным плугом вспахивали участки целины, затем сеяли пшеницу, которую брали у русских крестьян в Старообрядском. Пшеницу убирали лобогрейкой и обмолачивали молотильным камнем. Хлеб везли продавать в Павлодар или Камень-на-Оби. Цены были очень низкие, пуд пшеницы стоил тогда 25-30 копеек, фунт сливочного масла – 15 копеек.
Из сборника «Статистические сведения об экономическом положении переселенцев Томской губернии» можно сделать вывод, что немцы-новоселы Кулундинской степи сталкивались с большими экономическими трудностями. Частые засухи, проблемы со сбытом зерна и других сельскохозяйственных продуктов мешали крестьянам встать на ноги.
Кроме всего прочего, переселенцы были лишены даже элементарной медицинской помощи. Нередко среди населения вспыхивали разные болезни – тиф, оспа, скарлатина, которые уносили жизни детей и взрослых. Туберкулез легких и аппендицит оканчивались из-за отсутствия медицинской помощи только смертью.
Но все же, несмотря на все эти трудности и беды, поселки были построены всего за 3 года. Свободные земли Кулундинской степи привлекали все большее количество переселенцев европейской части России. Инспекторская комиссия из губернского управления, осмотревшая ряд поселений в 1911 году, отмечала: «У немцев мы видели лучший скот, лучшие урожаи, лучшее сено. У них свои инструкторы полеводства, огородничества, скотоводства. Их грамотность позволяет осмысленно ориентироваться в новых условиях. Они изучают окружающие условия, делают опыты с возделыванием разных злаков и овощей. При неудачах не жалуются на климат, а выясняют причины неудач. Почти во всех немецких поселках есть отстроенные за общественный счет школы… На средства общины содержаться также учителя, фельдшеры, повивальные бабки…» Я с этим согласна, прежде всего, потому, что немцы всегда славились трудолюбием и упорством, к тому же эти сведения подвержены и словами моей бабушки. Крестьяне возделывали пшеницу, овес, ячмень, картофель и огородные культуры. Они производили молоко, мясо, масло.
В полеводстве крестьяне использовали четырехпольный севооборот. Первые 2 года возделывалась пшеница, на третьем году – овес и ячмень. Потом поле оставалось паровым. Возделывались только паровые культуры. Навозом удобрялись лишь огороды. А основная масса уже перегнившего навоза перерабатывалась на кизяк – топливо для крестьянских жилищ. Дров и угля в то время в деревнях не было. Весенне-полевые работы крестьяне начинали в апреле – мае, уборку в августе. Уборка зерновых тянулась порой до поздней осени, а то и до зимы. Зерновые косили жнейками и сноповязками. Молотилок было мало. Поэтому крестьянам приходилось пользоваться молотильными камнями. Чистили и сеяли зерно ручными ситами и веялками-сортировками. Во многих селах работали ветряные мельницы, которые обеспечивали крестьян мукой грубого помола. Именно поэтому великой радостью стало появление в 1912 году в Гальбштадте паровой мельницы, теперь жители деревень могли получать высокосортную муку-селику. Но в других селах паровые мельницы появились позднее – уже поле Октябрьской революции.
У менонитов землевладение было подворным. Свои участки они разделили на равные доли дворов, независимо от количества надельных душ. В первые годы после переселения в основе их трудов было землевладение. Быстро росла обеспеченность поселенцев рабочим скотом, что позволяло им самим обрабатывать свои поля. Но в двадцатые года немецкие крестьяне начали заниматься производством и продажей сливочного масла, что оказалось значительно выгоднее, чем производство зерна.
Правили тогда в деревнях сельские старосты и руководители религиозных общин. По воскресеньям сельчане собирались на богослужение, в первые годы – в частных домах, а позднее в школах или молитвенных домах. Всеми делами поселений руководил Яков Абрамович Реймер из села Синеозерское. С именем этого человека связано основание менонитских поселений в Кулундинской степи и как таковое успешное их развитие до 1916 г.
В 1909 г. новоселы-менониты решили после сбора урожая провести свой традиционный праздник – Эрнтеданфест (праздник урожая), хотя ещё не все из них встали крепко на ноги. Я считаю, что это было правильным решением. Потому что так они поддерживали свои силы и надежду, что следующий год принесет больше урожая и меньше бед и трудностей.
Именно на этом празднике Яков Абрамович Реймер высказал просьбу о выделении менонитских поселков в особую волость с центром в Орлове. Этот вопрос долгое время обсуждался на сельских сходах во всех поселках. Орловская волость была образована
1 января 1910 г., в неё вошли 21 участок Тополинской и 5 участков Александровской волостей. Волостным старшиной стал Я. А. Реймер. Но так как территория была большой, сообщение между поселками затруднялось, и поэтому в 1917 г. уездное и губернское управление решили объединить поселки Гальбштадт, Кусак, Шумановку, Хортицу , Степное и Анновку во вновь образованную Хортицкую волость. Старшиной волости стал Яков Никель. Но кроме двух этих волостей в Славгородском уезде были созданы ещё две – Подсосновская и Новоромановская немецкие волости.
Российские немцы всегда стремились создавать свое самоуправление. Анализ исторических материалов показывает, что самым главным фактором, позволяющим немцам сохранить свою национальную самобытность, являлось их местное самоуправление, которое заботилось о сохранении культуры, языка и религии своего народа. В тех местах, где этот принцип нарушался, происходила русификация и ассимиляция немцев.
Жители немецких деревень выработали свой тип жилища, в котором сочетались их традиции и имевшиеся строительные материалы Кулундинской степи. Жилые комнаты, кухня, кладовка, конюшня и хлев для скота, сенник и сени с колодцем – все это было объединено под одной крышей. Таким образом, немецкие поселенцы имели возможность и в зимнюю непогоду ухаживать за скотом и выполнять другие работы под крышей.
«Менонитские дома отличаются от домов немецких лютеран и католиков размерами и качеством постройки. На всех усадьбах менонитов имеются сады, ягодники. Огороды с овощами и цветами…» - так описывает деревню германский ученый Гельмут Ангер, совершивший летом 1926 г. поездку по немецким поселениям Сибири. И действительно, немецкие деревни выглядели очень уютными и красивыми. Улицы в них были широкими и прямыми, поэтому они казались больше, чем на самом деле. [5] Постепенно расслоение немецкого общества становилось все более заметным. Появились бедняцкие, середняцкие и зажиточные хозяйства. Каждый хозяин-фермер стремился приумножить свое богатство и улучшить благосостояние, но, конечно же, это удавалось не всем.
Устраивая свой быт, немцы не забывали и об образовании. Одной из первых забот менонитов всегда была школа. Школьное здание и уровень преподавания показывали уровень жизни общества в целом. Отсутствие школы в деревне являлось главным признаком бедноты. Почти во всех населенных пунктах с первых лет их основания строились школы, а там, где их не было, занятия проводились в жилищах крестьян. Школа и учитель содержались за счет общины. Годовой оклад учителя в то время составлял 300 рублей. Школы строились общими усилиями, чаще всего в центре села. Занятия в школах начинались 1 сентября и заканчивались 1 мая, но часто сроки изменялись из-за полевых работ.
В годы войны учителя были мобилизованы, но все же занятия проводились. Немцы всегда понимали, что образованные люди нужны их нации, что они могут улучшить будущее и решить многие проблемы. [7]
Глава 3
Быт немцев-переселенцев в XIX-XX вв. в Кулундинской степи
3.1 Упадок хозяйства в немецких селениях
Второе десятилетие XX в. Было тяжелым временем для России. Годы Первой мировой войны, гражданская война, колчаковщина, насильственная продразверстка и «военный коммунизм» - все это сыграло большую роль в разрушении благосостояния крестьян. Хозяйства пришли в упадок. В деревнях свирепствовали различные инфекционные болезни, которые завезли приезжие люди. У сельчан не было даже белья и другой одежды, началась настоящая борьба со вшами. Для пошива одежды использовалась грубая мешковина и шкуры домашних животных. Но вскоре стали выращивать лен. А затем из него на ручных самодельных станках ткали полотно для пошива одежды. Мыло варили сами из отходов при уборе скота. Кроме всего у крестьян отбирали хлеб и другие продукты. Продотряды насильно отбирали все, не оставляя даже самое необходимое для пропитания. Положение крестьян стало абсолютно бедственным.
Усилия Советской власти и уездного комитета РКП(б) были направлены на организацию заготовки хлеба и продовольствия для государства. Это был «военный коммунизм». Повсюду действовали продотряды, которые отбирали у крестьян последний хлеб и скот. Все это привело к тому, что количество посевов значительно сократилось, крестьяне считали, что чем меньше хозяйство, тем меньше придется отдавать, а это значительно легче и не так жалко. Но заготовка и отправка хлеба голодающим в Москву и Петроград продолжалась. А так как в Славгороде не было складов для хранения продовольствия, и железная дорога не справлялась с перевозкой, то часто продукты просто лежали под открытым небом и портились. Видя все это, крестьяне вообще перестали сдавать продовольствие.
3.2 Преодоление разрухи. Преобразования сельской жизни
В мае 1921 г. на X съезде РКП(б) В.И. Ленин провозгласил переход к новой экономической политике (НЭПу). Продразверстка заменялась продналогом, размер которого был примерно вдвое ниже. Крестьяне получили возможность распоряжаться остающимися у них излишками продукции, в том числе свободно продавать их на рынке.
Сразу же после прекращения продразверстки в селах Кулундинской степи жизнь стала налаживаться, начались социальные преобразования.
В 1923 г. в Славгородском уезде состоялись первые выборы сельских Советов и крестьянских комитетов (кресткомов), которые должны были организовывать взаимопомощь крестьянам при стихийных бедствиях, помогать людям, попавшим в беду, осуществлять контроль над правильным делением угодий. Это были первые шаги к новой общественной жизни крестьян.
Двадцатые годы выдались неурожайными. В сибирских деревнях начался голод. Благодаря НЭПу немецкие крестьянские хозяйства быстро оправились после долгих лет войны, продразверстки и неурожаев. НЭП гарантировал крестьянам самостоятельность хозяйствования и право распоряжаться своими доходами. Немецкие крестьяне жили спокойно и зажиточно в годы НЭПа. Постепенно площади посевов увеличивались, наращивалось производство молока, зерна, масла и других продуктов, дававших крестьянам значительные доходы.
НЭП и свободное предпринимательство привели к обогащению некоторых крестьянских хозяйств, к использованию и эксплуатации бедняков. В немецких селах началось классовое расслоение, появились фермеры, использовавшие наемный труд и сдававшие в аренду и напрокат конные молотилки, сноповязки и сеялки. А крестьянская беднота не могла вести свое хозяйство, поэтому сдавала его в аренду и нанималась к более удачливым и богатым крестьянам.
В ходе революционных преобразований в немецких селах в начале 20-х годов шла борьба по линии школьного образования. Отделение церкви от государства и отмена преподавания Закона Божия вызвали сильное сопротивление у верующих. Они не хотели менять ни уровень преподавания, ни количество предметов в школе.
Для подготовки новых немецких учителей в Славгороде и Омске были открыты педагогические курсы. В 1930 г. заработал Славгородский немецкий педагогический техникум. Постепенно советская школа окончательно сменила религиозную общинную школу.
В сельскую жизнь входили новые ритуалы и праздники. Была организована художественная самодеятельность. Но все же преобразования в немецких селах давались нелегко. Влияние религии и языковые барьеры – все это сказывалось на введении преобразований.
Глава 4
Жизнь немцев-крестьян в ХХ веке
4.1 Жизнь немецких поселений в годы сталинских репрессий
Осенью 1927 г. страна фактически отказалась от НЭПа. Установились твердые цены на зерно, запретили торговлю хлебом на рынках, проводили обыски у крестьян для определения запасов хлеба. Вновь развернулась насильственная заготовка хлеба. У крестьян изымались также семена, скот, инвентарь и многое другое. Немцы лишались избирательных прав, облагались повышенными налогами. В немецких селах закрывались молитвенные дома и церкви. Проповедников и священников арестовывали. Если в 1928-1929 годах в Немецком районе было 528 лишенцев – людей, лишенных избирательных прав, то уже в 1930 г. количество лишенцев увеличилось до 619 человек. Я считаю, что такое отношение к немцам было несправедливо и беспричинно.
И. Сталин и его окружение решили одним махом провести коллективизацию, нанеся тем самым огромный урон сельскому хозяйству. Это было первой акцией массовых репрессий и беззакония, результатом которых стала массовая эмиграция немцев в Канаду. Они продавали свое имущество за бесценок, заколачивали дома, забивали свой скот и даже бросали своих лошадей на произвол судьбы. Существовавшие в то время колхозы пополнили свое общественное поголовье лошадей на 28%, а коров – почти в пять раз. [9] Осенью 1928 г. в Москве и Подмосковье скопилось около 18 тысяч человек, требовавших визы в Канаду. Но такие визы им не давали, так как Канада с начала 1930 г. прекратила прием эмигрантов из Советской России. В Германию русские немцы тоже не могли вернуться – там и своим крестьянам не хватало земель. Поэтому эмигранты были вынуждены вернуться на свои прежние жилища. Массовая эмиграция послужила причиной разорения многих немецких хозяйств. В 1929 г. Немецкий район потерял до 50% лошадей, 59% коров и 86% свиней. Правительство было вынуждено оказать специальную помощь пострадавшему от эмиграции населению.
К концу 1931 г. в Немецком районе было 45 колхозов. Первое время жизнь в них была неблагополучной, они получали мало урожая, возможно, потому что управляли колхозами люди, нечего не понимавшие в сельском хозяйстве. Крестьяне, практически, не имевшие своего хозяйства и голодающие, были вынуждены воровать. В это врем было арестовано 55 тысяч человек, из них 2 тысячи было расстреляно.
В 1937-1938 гг. на крестьянство обрушилась новая беда – сталинские репрессии. Черные дни наступили для жителей Сибири. В стране творились произвол и беззаконие. Результатом беззакония и отступления от прежних принципов национальной политики явилось закрытие немецких школ, газет, культурно-просветительных учреждений.
13 февраля 1938 г. было принято постановление «О реорганизации национальных школ». Детей, обучавшихся на немецком языке, стали учить на русском. Немецкий язык был полностью удален из учебной программы. Это сильно сказалось на уровне знаний немецких учащихся.
Сталинщина длилась целых 30 лет. Обстановка в колхозах была сложной, повсюду проводилась жестокая кампания хлебозаготовки, свободная торговля зерном на рынках была запрещена.
В Кулундинской степи начался голод, потому что все свои хлебные запасы колхозы вынуждены были отдать, а урожай 1940 г. был очень маленьким.
4.2 Судьба немцев-переселенцев в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы
1941 г. начался с больших трудностей. Сказывались последствия сильной засухи 1940 г., нехватка хлеба для людей и кормов для скота.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Нечего и говорить, что для советских немцев эта война являлась огромной трагедией. Против них выдвигали различные обвинения, их ссылали в Сибирь (немцев Поволжья), Казахстан.
Известно, что многие советские немцы сражались вместе с русскими против гитлеровских захватчиков. Но им пришлось недолго воевать против фашистов: по приказу Сталина с 8 сентября 1941 г. все немецкие военнослужащие были сняты как из частей, академий, военно-служебных заведений и учреждений Красной Армии на фронте. Так и в тылу и определены в трудовую армию. Конечно, с одной стороны можно понять правительство, ведь в немцах оно видело угрозу для России, а особенно если бы в них возникли патриотические чувства к Германии, но с другой стороны – эти люди уже долгое время жили в России, и она стала их родиной. [10]
По воспоминаниям моей бабушки, об указе И. Сталина в их селе никто не знал. В сентябре, во время уборки урожая, в поле прибыли служащие НКВД и всех под конвоем привели в деревню, зачитали указ, приказали собираться. На сборы дали 24 часа. С собой можно было взять только то, что можно унести в руках. Весь скот требовалось отвести в определенное место – отдать государству. Село было окружено солдатами, никто не мог выйти. После того, как скот сдали, на подводах направились в железнодорожной станции, которая называлась Анисовка. Оттуда людей отправляли в телячьих вагонах в Сибирь и на Алтай.
В назначенное место прибыли в конце сентября, дорога заняла почти месяц. В пути большое количество людей умирало. Их оставляли на станциях и хоронили. В Славгороде колонистов ждали люди, которые распоряжались, кто и где будет жить. Мои предки попали в село Сибгигант Знаменского района. Здесь были приготовлены бараки, где переселенцев и поселили. Так как никакого продовольствия не было, выдавали пшеницу.
По воспоминаниям моей бабушки через источники подтверждается, что на трудовой фронт отправлялись мужчины, а затем и женщины от 15 до 55 лет. В колхозах остались лишь старики, женщины с малолетними детьми и подростки. На их плечи легла тогда все нелегкая работа: они обрабатывали поля, сеяли, убирали, ухаживали за скотом. А с 1943 г. в немецких деревнях жить стало ещё тяжелее. Всю продукцию отдавали государству, а жителям практически ничего не оставалось. Сельские жители умирали от голода, порой даже не было людей для того, чтобы ухаживать за колхозным скотом. Такой случай был в деревне Черновке. Почти вся деревня вымерла от голода зимой 1943 г. тогда дело дошло до людоедства. Одной из колхозниц доверили уход и присмотр за детьми, матери которых были взяты в трудовую армию. Когда эти дети начали умирать от голода, баба Регер отрезала им руки и ноги и варила для других детей. Когда же об этом узнали, то её немедленно забрали в милицию. [11] Это просто ужасно, но все же людоедство спасло тогда жизни некоторых детей. Именно этот случай показывает все ужасы войны и голода.
Война тяжело отразилась на и без того медленном развитии колхозов. Люди обносились и ходили в лохмотьях. Колхозники, которые честно работали и не воровали, влачили жалкое существование. И когда 9 мая 1945 г. пришла весть о долгожданной победе, она была встречена с большой радостью. Война с фашистами бушевала далеко от сибирских сёл, но им причинила много бед. Хозяйства ослабли, сократились посевы и поголовье скота, обветшали постройки. И опять был голод, гибли люди. Даже после войны сталинские обвинения продолжали тяготеть над российскими немцами. Ущемление их прав было закреплено и усилено. Немцев продолжали держать в трудоармии, а тех, кто возвращался в родное село, брали на спецучет как спецпереселенцев. Лишь после смерти Сталина обстановка в стране изменилась, колонисты, в том числе и мои предки, были реабилитированы. (см. Приложение, док. 1,2).
С 1 января 1958 г. были отменены поставки сельскохозяйственных продуктов из личных хозяйств колхозников. Постепенно благосостояние колхозов улучшилось. Сельчане стали налаживать свой быт, лучше питаться, одеваться, строить новые дома.
С 1950 по 1959 гг. наметилось ускорение темпов развития производственных сил в деревнях. В 60-х гг. они немного замедлились из-за плохих погодных условий, но уже с 1970-х гг. резко повысился уровень урожайности, и достигнуто это было за счет высокой агротехники, мастерства и трудолюбия. Стало развиваться и животноводство, увеличилось количество подсобных предприятий колхозов. Были построены новые мельницы, маслобойки, столярные цеха.
Вывод: Итак, за ХХ в. произошло очень много событий в жизни немецкой деревни. Она прошла и через тяжелые, разоряющие войны, и через голод, бытовые трудности, но не сдалась и стала постепенно преображаться.