Глава 1
Объявление и реклама
1.1 Историческая справка
В нашей жизни объявления стали ее неотъемлемой частью. Этот способ, сообщить что-то как можно большему количеству людей, помогает нам в реализации наших планов. Почему так называется данная форма изложения информации? Когда появились первые объявления? Обратимся к исторической справке.
«Объявления были обнаружены в развалинах Древнего Египта. Разумеется, они были в виде настенных рисунков, но предназначение их было таким же. Это первые объявления, о которых нам известно. В Древнем Риме, когда готовились оп¬ределенные мероприятия в Колизее, объявления об этом развешивались по всему Риму.
Когда в XV веке получила развитие печать, стало намного легче размножать сообщения и ре¬кламу. Некоторые из них были написаны от руки («рукописные билли»), а некоторые расклеены на стенах и заборах.
Современное объявление в том виде, в каком оно нам известно, появилось с изобретением ли¬тографии в 1796 году. Это сделало возможным снабжать объявления цветными рисунками». [8]
Так что же означает слово «объявление»? Читаем в словарях:
1. Даля: объявленье, письменное или словесное извещение, заявка. [1,636]
2. Ожегова: объявление: официальное извещение о чём-н. Дать, повесить о. О. в газете, по радио. О., о приёме в техникум. Доска объявлений. [3, 182]
3. Объявление 1) приговора состоялось вчера. Объявление войны. 2) печатное сообщение, извещение о чем-нибудь, публикация. Повесить на стене объявление. Доска для объявлений. Дать объявление в газету. Поместить объявление в газете. [4, 233]
Итак, объявления называются так потому, что со¬держат сообщения, которые вывешиваются для обозрения людям. Они вывешиваются в много¬людных местах. Таким образом, они являются первыми примерами рекламы.
В словаре синонимов дан ряд слов, относящихся к объявлению: «…анонс, аншлаг, афиша, публикация, реклама; бюллетень, воззвание, показание, декларация, заявление, манифест, прокламация, известие, извещение; сообщение, оглашение, обнародование, провозглашение; опубликование, декларирование, признание, провозвещение, прокламирование, объява, плакат, амортификация, оповещение, возвещение, анонсирование». [5, 115] Среди них мы видим слово «реклама».
Что оно означает? Реклама (лат. reclamare кричать < reclamo выкрикиваю) 1) оповещение населения о лицах, товарах и услугах с целью создания их популярности и, соответственно, покупательского спроса или высокого рейтинга; 2) информирование населения о его правах и обязанностях (н.р. участие в выборах). [2,692]
Когда появилась реклама? Вновь обратимся к исторической справке.
«Если говорить о рекламе как способе распро¬странения информации в интересах бизнеса, то надо признать, что она началась давно. Когда че¬ловек привозит свой товар на рынок и стоит там, выкрикивая название своего товара, разве он не является настоящим представителем «коммерции»?
Задолго до изобретения печати торговцы изо¬бражали определенные знаки на стенах для того, чтобы привлечь внимание к своим товарам. Куп¬цы вывешивали свои знаки с изображениями обу¬ви, перчаток и других товаров, которыми они торговали, как своеобразный способ рекламы сво¬его бизнеса. В древние времена городские глаша¬таи также использовались в качестве рекламы.
Реклама, какой мы знаем ее сегодня, по-на¬стоящему появилась лишь с изобретением печати. В 1480 году Вильям Какстон издал небольшое объявление о выходе в свет одной религиозной книги.
С появлением печати и особенно газеты ре¬клама превратилась из простого сообщения о чем-то в аргумент и совет, способствующий по¬купке товаров людьми. Еженедельные английские газеты еще в 1650 году рекламировали кофе, шо¬колад и чай. В июне 1666 года в дополнение к Лондонской газете вышло приложение, содержав¬шее только рекламные объявления!» [8]
Задача данных информационных единиц – сообщение, воздействие. Так в чем же их отличие? Мы видим, что объявления направлены лицам без учета их интересов и демографической принадлежности. А при рекламе определяющим фактором в выборе аудитории является интерес и определенная демографическая категория.
В своей работе я рассматриваю язык объявлений и рекламных объявлений (рекламное объявление – это разновидность печатной рекламы, содержащая предложение товара или услуги [9]), данных частными или юридическими лицами. Объявления и рекламные объявления взяты со специальных щитов и несанкционированных мест, а не размещенные в газетах. Так как они представляют больший интерес с точки зрения «языка» и дают информацию о «рекламной грамотности» местного населения.
1.2 Требования к оформлению рекламного объявления.
Нам известно, какие объявления мы видим се¬годня? Это — доски объявлений, расположенные вдоль дорог. Поскольку люди проходят мимо объ¬явлений довольно быстро и не имеют времени прочитать их, стало ясно, что объявление должно отвечать определенным требованиям: использование официально-делового стиля. Вспомним основные признаки данного стиля [6, 285-286]:
1. точность формулировки, употребление специальной терминологии, повторяемость;
2. неличный характер деловой речи (отсутствие форм глаголов и местоимений 1-го и 2-го лица);
3. стандартизированность данного стиля;
4. отсутствие эмоциональности, экспрессивности;
5. грамотность письма.
Вывод. Руководствуясь законом официально-делового стиля, который формировался историей, можно заключить следующее: сообщение должно быть сделано так, чтобы его можно было очень быстро прочитать. Оно должно быть цвет¬ным, немногословным и просто оформленным.
Сегодня реклама не только искусство, но и на¬ука. Проводятся исследования, изучаются вкусы и привычки потребителя, рекламные объявления те¬стируются и проверяются. Я, как член потребительского общества, тоже решила «проверить» тексты рекламных объявлений города Славгорода, но не содержательную сторону, а его языковой аспект – грамматику.
Глава 2
Типизация ошибок при составлении рекламного объявления
При исследовании было обработано 90 текстов. В работе использовано 28. Смотри раздел «Приложение».
2.1 Орфография.
Самые распространенные ошибки – орфографические (см. приложение №1):
o «пол дня» - полдня
o «в нутри собачий мех…» - внутри собачий мех
o опечатка «кварир»
o «коньки белые-фигурные…» - коньки фигурные белые
o «цвет от нежно голубого…» - цвет от нежно-голубого
o «сдаю по суточно…» - сдаю посуточно
o «продаю погреб не дорого..» - недорого
o «оплата по-часовая» - почасовая
o «фляжка алюминевая…» - фляжка аллюминевая
o «продам котят: возрост 1,5…» - возраст
o «обьявление…» - объявление
o «сварщик каменщик…» - сварщик-каменщик
o «окрас темно рыжий…» - окрас темно-рыжий
Как видим, это орфограммы на правописание наречий, сложных слов, не с различными частями речи, словарные слова.
2.2 Пунктуация. Далее идут ошибки пунктуационные (см. приложение №2):
o «ремонт любой сложности – от частичного, косметического до капитального…» - ремонт любой сложности – от частичного, косметического, до капитального
o «такси Диола» - такси «Диола»
o «мелкосрочный ремонт замена, шпаклевка…» - мелкосрочный ремонт: замена, шпаклевка…
o «Дед мороз и Снегурочка поздравят, Вас…» - Дед мороз и Снегурочка поздравят Вас…
o «благоустроенную, меблированную, квартиру…» - благоустроенную, меблированную квартиру
o «продается гараж в районе администрации капитальный…» - продается гараж в районе администрации, капитальный
Нарушение правил пунктуации проводит к двусмысленности: выделяется слово, которое не несет смысловой нагрузки и, наоборот, не выделяется то, которое является главным, с логическим ударением.
Кавычками выделяются названия предприятий, фирм, организаций и т.д. [6, 174]
2.3 Грамматика. Грамматические ошибки «обнаруживаются» не сразу. Обывателю бывает трудно их увидеть (см. приложение №3):
o «комбинезон на девочку 1 год…» - комбинезон на годовалую девочку
o «поездки по Алтайскому краю, Новосибирск…» - поездки по Алтайскому краю, в г. Новосибирск
o «для детей до школы…» - для детей дошкольного возраста
В данных конструкциях неправильное использование падежной формы существительного с числительным и нарушение в употреблении предлога по отношению к управляемому существительному. [6, 257]
Неправильное использование определяемого слова и однородных членов создают комический эффект:
o «продаю квартиру. Есть ВСЕ: мебель, вещи, шубы, шапки…»
2.4 Речевые. Объектом лексической правки должны быть также употребленные без стилистического анализа тавтологии (содержание лишних слов в предложении) [6, 188] (см. приложение №4):
o «двое молодых парней…» - двое парней (двое молодых людей)
o «продаю маленькую собачку…» - продаю собачку (продаю щенка)
2.5 Нарушение законов стиля (см. приложение №5):
23, 24. Отсутствие информации о лице, дающем рекламное объявление. Кому, какой организации принадлежит оно?
25. С целью привлечения к услугам компании (организации), текст объявления большой, подробный, воздействующий на самосознание человека.
26. Содержится эмоциональность и оценочность: «не грузи сам, позвони нам! Всегда трезвые грузчики…».
27. Использование языковых средств: «ремонт под ключ».
28. Нарушение этических норм.
Вывод. Большинство людей, пишущие объявления, тотчас принимают насыщенный, торжествующий стиль, стараясь показать, что они очень образованы. Используются такие слова, что впору обращаться к словарю. В результате появляется специальный язык - объявлений, который имеет одну черту - он плохо понятен большинству. Чтобы писать толковые объявления, достаточно следовать правилам русского языка.