Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Фролова Ксения Сергеевна
Регион: Республика Татарстан
Населённый пункт: Верхнеуслонский район, село Тата
Образовательное учреждение: МБОУ "Татарско-Бурнашевская СОШ"
Класс обучения: 11
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

0

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отмечена сертификатом на сессии КИПР)

Высшее образование: право каждого или привилегия избранных

Дата публикации:

25.12.12

Категория:

Исследования в области гуманитарных наук

Руководитель работы:

Муравьева Ольга Геннадьевна

Поделиться работой в соц.сетях:


Основной государственный закон нашей страны гарантирует нам ряд прав. В своей работе я хочу обратить особое внимание на рассмотрение одного из них – права на образование. Я пользуюсь этим правом в настоящее время, получая среднее образование, и я имею право на получение высшего образования после окончания школы. Я думаю меня, как и многих выпускников, волнует, какие трудности и препятствия могут встретиться на пути реализации данного права. Согласно Конституции Российской Федерации « Каждый имеет право на образование и вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Но, к сожалению, современная ситуация в нашей стране такова, что в реализации данного права существует ряд трудностей, среди которых распространение коррупции в сфере бесплатного образования и уменьшение количества бюджетных мест в ВУЗах. Как альтернатива этой ситуации гражданам предложено коммерческое образование, но в этом случае существенным препятствием выступает повышение платы за обучение на коммерческих отделениях. Актуальность и новизна моего исследования заключается в следующем. В настоящее время можно наблюдать популяризацию среди населения средствами массовой информации мысли о том, что российское образование выходит на европейский уровень по качеству и доступности. Но в действительности мы наблюдаем ситуацию, когда с каждым годом выпускникам школ становится все более проблематично поступить в выбранный ими ВУЗ в связи с объединением их в «образовательных монстров», подобно КФУ, где бюджетных мест все меньше, а плата за обучение на коммерческих отделениях все больше.
Объектом моего исследования является высшее образование в России с советских времен до наших дней. Предметом исследования - реализация права гражданина России на получение высшего образования.
Чтобы решить проблему ограничения конституционного права на образование, нужно знать, насколько быстро она прогрессирует в обществе и каковы причины ее появления. Если общество осознает в полной мере эти причины (коррупция, коммерция в сфере образования), то всем станет ясно, что с этим нужно бороться эффективными средствами, а не пускать дело на самотек.
Цель моей работы: исследовать уровень доступности реализации права гражданина России на получение высшего образования с советских времен до настоящего времени; получить знания по социально-политической и правовой направленности; получить знания в области исследовательской деятельности и проектирования; научиться осознавать собственные возможности и потребности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: • Проследить, как осуществляется реализация права гражданина на получение высшего образования в эпоху существования Советского Союза, в первое десятилетие 21 века и в наше время; • Проследить динамику расценок на коммерческих отделениях ведущих ВУЗов города Казани за последнее десятилетие; • Определить примерный процент выпускников, для которых доступно коммерческое обучение.
Право на образование было утверждено Конституцией РФ в 1993 году. Но для сравнения в своей работе я рассматриваю образовательную сферу, начиная со времен Советского Союза. В эпоху СССР право на образование гарантировалось Конституцией от 7 октября 1977 года: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством…. (Глава 7, ст.45)» [2]. Для того чтобы проследить динамику доступности образования в России и уровень проникновения в образовательную сферу сферы коммерческой я провела опрос среди людей разных возрастов, уже получивших или получающих высшее образование в настоящее время. Участникам опроса в количестве 45 человек (из них 15 получили высшее образование в СССР, 17 закончили ВУЗ в первом десятилетии XXI века, 13 получают высшее образование в настоящее время) было предложено дать утвердительный или отрицательный ответ на каждый из трех предложенных вопросов: 1. Есть ли в ВУЗе, где вы обучались коммерческое отделение? 2. Есть ли в вашем ВУЗе возможность «купить» зачет, экзамен? 3. Работаете собираетесь ли работать после окончания ВУЗа по профессии? Результаты опроса вы можете увидеть в Приложении (Таблице №1). В результате опроса выявилась четкая закономерность: в рассматриваемый период образование в России от абсолютно бесплатного и доступного для любого жителя страны все более переходит в коммерческую сферу. Этот переход спровоцировал проникновение в образовательную сферу коррупции и снижение качества образования. В результате последнего уменьшается кадровая ценность выпускника на рынке труда, вследствие чего выпускники ВУЗов идут работать не по специальности, теряя полученную квалификацию. Таким образом, можно говорить о том, что за последние несколько десятилетий реализация права на образование в стране в результате вторжения коммерции в эту сферу начинает испытывать значительные трудности. Право на образование граждан ограничивается уменьшением количества бюджетных мест и в варианте коммерческого образования - материальным положением абитуриента. Далее я постаралась дать ответ на вопрос - насколько же материальное положение ограничивает право выпускников школ на поступление в ВУЗы. Для этого мною были собраны данные, взятые из официальных сайтов ведущих ВУЗов города Казани, о динамике расценок на платные отделения этих учебных заведений за последнее десятилетие. Для удобства анализа были взяты самые престижные факультеты этих учебных заведений. Результат анализа ценовой политики вы можете увидеть в Приложении (Диаграмма №1). Для анализа я выбрала 5 ВУЗов Казани – ТГГПУ, КГУ, КАИ, КФЭИ, КГМУ. Как вы можете видеть, для всех этих учебных заведений за последнее десятилетие характерен рост расценок на обучение на коммерческих отделениях. Максимальное увеличение платы – в КГМУ. То есть для студентов, желающих учиться благородной профессии врача и не добравших баллов на бюджет, реализовать свое конституционное право на высшее образование при отсутствии достаточных материальных средств практически невозможно. И в заключение своей работы я провела еще один опрос среди родителей учащихся школ 10-11 классов. Целью опроса было, ознакомив опрашиваемых с ценовой политикой ВУЗов на 2012-2013 гг., выяснить, какой процент семей способен оплачивать коммерческое обучение своих детей в высших учебных заведениях. Результаты вы можете увидеть в Приложении (Таблица №2). По результатам опроса было выведено примерное процентное соотношение: только 33% опрошенных способны без особого финансового напряжения обучать детей на коммерческой основе, для 55% платное обучение детей существенно повлияет на бюджет семьи, оставшиеся 12% не имеют возможности дать детям высшее образование на платной основе. Таким образом, право на получение высшего образование в нашей стране со времен СССР стало ограничиваться коммерческой сферой. Рост цен на получение образовательных услуг в ВУЗах Казани увеличился за последнее десятилетие в несколько раз, количество бюджетных мест при этом совершило обратное движение. Тем самым на данный момент сложилась ситуация значительного ограничения конституционного права на образование. И в этой ситуации сам собой возникает вопрос: к чему приведет эта тенденция выведения образования на коммерческий уровень? В своей работе я прихожу к выводу, что, возможно, вскоре высшее образование станет полностью платным и превратится не в право каждого гражданина, а в привилегию избранных.
Работа может использоваться в старших классах на уроках обществознания при рассмотрении темы "Права человека", а также может быть полезна выпускникам школ и их родителям

Работа представляет собой описание исследовательской деятельности, проделанной автором при рассмотрении вопроса: "Высшее образование - право каждого или привилегия избранных?"

За основу работы взято гарантированное конституцией РФ право на получение образования, в том числе высшего.

Исследование предполагает три этапа: 1) прослежена динамика доступности образования в России и уровень проникновения в образовательную сферу сферы коммерческой.     2) сделан анализ  динамики цен на платные отделения ведущих вузов города Казани.  3)  сделан анализ материального положения семей выпускников школ на предмет способностинеспособности их оплачивать коммерческое обучение своих детей в высших учебных заведениях.  Автор представляет свои выводы: право на получение высшего образование в нашей стране со времен СССР стало ограничиваться коммерческой сферой, рост цен на получение образовательных услуг в ВУЗах Казани увеличился за последнее десятилетие в несколько раз, количество бюджетных мест при этом совершило обратное движение. Тем самым на данный момент сложилась ситуация значительного ограничения конституционного права на образование, и все актуальнее звучит предположение о том, что вскоре  высшее образование станет полностью платным и превратится не в право каждого гражданина, а в привилегию избранных.

Приложения к работе
Комментарии к работе
Пока никто не оставил комментариев


© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика