Право на образование было утверждено Конституцией РФ в 1993 году. Но для сравнения в своей работе я рассматриваю образовательную сферу, начиная со времен Советского Союза. В эпоху СССР право на образование гарантировалось Конституцией от 7 октября 1977 года: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством…. (Глава 7, ст.45)» [2].
Для того чтобы проследить динамику доступности образования в России и уровень проникновения в образовательную сферу сферы коммерческой я провела опрос среди людей разных возрастов, уже получивших или получающих высшее образование в настоящее время.
Участникам опроса в количестве 45 человек (из них 15 получили высшее образование в СССР, 17 закончили ВУЗ в первом десятилетии XXI века, 13 получают высшее образование в настоящее время) было предложено дать утвердительный или отрицательный ответ на каждый из трех предложенных вопросов:
1. Есть ли в ВУЗе, где вы обучались коммерческое отделение?
2. Есть ли в вашем ВУЗе возможность «купить» зачет, экзамен?
3. Работаете собираетесь ли работать после окончания ВУЗа по профессии?
Результаты опроса вы можете увидеть в Приложении (Таблице №1).
В результате опроса выявилась четкая закономерность: в рассматриваемый период образование в России от абсолютно бесплатного и доступного для любого жителя страны все более переходит в коммерческую сферу. Этот переход спровоцировал проникновение в образовательную сферу коррупции и снижение качества образования. В результате последнего уменьшается кадровая ценность выпускника на рынке труда, вследствие чего выпускники ВУЗов идут работать не по специальности, теряя полученную квалификацию.
Таким образом, можно говорить о том, что за последние несколько десятилетий реализация права на образование в стране в результате вторжения коммерции в эту сферу начинает испытывать значительные трудности. Право на образование граждан ограничивается уменьшением количества бюджетных мест и в варианте коммерческого образования - материальным положением абитуриента.
Далее я постаралась дать ответ на вопрос - насколько же материальное положение ограничивает право выпускников школ на поступление в ВУЗы. Для этого мною были собраны данные, взятые из официальных сайтов ведущих ВУЗов города Казани, о динамике расценок на платные отделения этих учебных заведений за последнее десятилетие. Для удобства анализа были взяты самые престижные факультеты этих учебных заведений.
Результат анализа ценовой политики вы можете увидеть в Приложении (Диаграмма №1).
Для анализа я выбрала 5 ВУЗов Казани – ТГГПУ, КГУ, КАИ, КФЭИ, КГМУ. Как вы можете видеть, для всех этих учебных заведений за последнее десятилетие характерен рост расценок на обучение на коммерческих отделениях. Максимальное увеличение платы – в КГМУ. То есть для студентов, желающих учиться благородной профессии врача и не добравших баллов на бюджет, реализовать свое конституционное право на высшее образование при отсутствии достаточных материальных средств практически невозможно.
И в заключение своей работы я провела еще один опрос среди родителей учащихся школ 10-11 классов. Целью опроса было, ознакомив опрашиваемых с ценовой политикой ВУЗов на 2012-2013 гг., выяснить, какой процент семей способен оплачивать коммерческое обучение своих детей в высших учебных заведениях.
Результаты вы можете увидеть в Приложении (Таблица №2).
По результатам опроса было выведено примерное процентное соотношение: только 33% опрошенных способны без особого финансового напряжения обучать детей на коммерческой основе, для 55% платное обучение детей существенно повлияет на бюджет семьи, оставшиеся 12% не имеют возможности дать детям высшее образование на платной основе.
Таким образом, право на получение высшего образование в нашей стране со времен СССР стало ограничиваться коммерческой сферой. Рост цен на получение образовательных услуг в ВУЗах Казани увеличился за последнее десятилетие в несколько раз, количество бюджетных мест при этом совершило обратное движение. Тем самым на данный момент сложилась ситуация значительного ограничения конституционного права на образование. И в этой ситуации сам собой возникает вопрос: к чему приведет эта тенденция выведения образования на коммерческий уровень? В своей работе я прихожу к выводу, что, возможно, вскоре высшее образование станет полностью платным и превратится не в право каждого гражданина, а в привилегию избранных.