Зарегистрировано участников: 3915
Опубликовано работ: 1453
Оставлено комментариев: 11217
В основе как математики, так и литературы лежит стремление к познанию и красоте. Математика и литература помогают постичь истину, обрести гармонию. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Русский поэт 19 века Антон Дельвиг считал, что поэт не может быть математиком - об этом его стихотворение «Поэту-математику». Но еще многие просвещенные люди средневековой Персии и Ирана занимались различными науками, при этом продолжая писать стихи, прозу. Например, крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям был человеком, сведущим во всех областях, особенно же в математике.
Служение математике представляла себе неотрывным от служения литературе Софья Васильевна Ковалевская, первая женщина-академик в России, автор стихотворений, нескольких повестей и романов. "Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе". Вот одно из стихотворений С. В. Ковалевской.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своём ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своём неизменном
Рок ни назначил тебе впереди -
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется чёрною мглой,
С ясной решимостью и с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Ректор Казанского университета и известный математик, член «Общества любителей отечественной словесности» Николай Иванович Лобачевский в 1834 году публикует свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”. Вот его отрывок:
Царица рек, в торжественном теченье
К далеким Каспия обширного водам
Ты уклоняешься к Казани на свиданье
С сей древней матерью татарским городам!..
Ее со всех сторон, как друга, обнимаешь,
И трепетной струей приветствуешь луга,
И тихо с голубых рамен дары слагаешь
На оживленные Булака берега…
Известно, что Лобачевский был поклонником А. С. Пушкина, однажды они встретились, когда Александр Сергеевич в 1833 году приезжал в Казань, чтобы собрать материалы о восстании Пугачева. Возможно, именно после этой встречи появился известный сегодня афоризм великого поэта: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».
Примечателен тот факт, что в декабре 2011 года в Казани состоялся первый Международный поэтический фестиваль им. Н.И.Лобачевского. Фестиваль стал знаменательным событием в культурной жизни республики, он объединил математиков, философов и литературоведов. Это первый в России поэтический фестиваль, носящий имя выдающегося математика. Все участники, осмысливая происходящее, отмечали оригинальность и перспективность самого проекта, который позволяет объединить ученых и поэтов и продолжает сложившуюся еще во времена Н.И.Лобачевского традицию проведения совместных вечеров «Общества любителей отечественной словесности», на заседаниях которого читали свои стихи не только поэты, но и математики. Известно, что любимый преподаватель Н. И. Лобачевского – Николай Ибрагимов - читал курсы словесности и геометрии, а также был признанным поэтом, автором стихов песни «Во поле березонька стояла…».
Среди писателей же много тех, кто был увлечен математикой. М. В. Ломоносов, автор замечательных стихотворений и од, глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Он неоднократно говорил о своих занятиях математикой. Получив поручение написать учебные программы по физике, химии и математике и обосновать необходимость их изучения, Ломоносов после подробного разговора о значении преподавания кадетам физики и химии, о математике пишет лишь одну фразу: “А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”.
Известно, что Михаил Юрьевич Лермонтов был большим любителем математики и в своих переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики. Лопухин, товарищ Лермонтова по кавалерийскому училищу, близко знавший поэта, сообщает о нем следующее: «Лермонтов постоянно искал новой деятельности и никогда не отдавался весь тому высокому поэтическому творчеству, которое обессмертило его имя и которое, казалось, должно было поглотить его всецело. Постоянно меняя занятия, он со свойственной ему страстью, с полным увлечением отдавался новому делу.» Таким образом, он одно время исключительно занимался математикой. Однажды, приехав в Москву к Лопухину, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне.
Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика». Л.Н. Толстой сделал такое удивительное сравнение, основанное на математическом понятии: «Человек - есть дробь. Числитель - это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизиться к совершенству”.
Фанатом математики был Валерий Яковлевич Брюсов, русский поэт, прозаик, драматург, теоретик символизма, критик, переводчик, литературовед, который хотел даже поступить на математический факультет Московского университета. Сохранившиеся воспоминания современников поэта подтверждают, что юный поэт владел математикой значительно лучше большинства своих знакомых. Не случайно среди немногих книг, бывших его постоянными спутниками, был и учебник математики.