Вход на сайт



E-mail: Пароль: Запомнить меня Регистрация
Первый раз на сайте? Возникают трудности и вопросы? Воспользуйтесь разделом Помощь по работе с сайтом

Информация


Зарегистрировано участников: 3915

Опубликовано работ: 1453

Оставлено комментариев: 11217

Паспорт участника
Рубцова Марина Игоревна
Регион: Республика Коми
Населённый пункт: село Летка
Образовательное учреждение:
Класс обучения: 11
Перейти на личную страницу автора
Оценки
Оценка работы участниками конференции

0

Экспертная оценка что это?
Работа ещё не была заявлена на экспертизу
Работа (эта работа отклонена экспертами)

Гендерные особенности проявления тревожности у подростков

Дата публикации:

18.01.13

Руководитель работы:

Потапова Татьяна Александровна

Поделиться работой в соц.сетях:


Школьная жизнь дает достаточно поводов для того, чтобы испытывать состояние беспокойства, напряжения, стресса. Ученик испытывает эмоциональный дискомфорт не только при ответе у доски и написания контрольной работы. Его учебная жизнь с годами стала гораздо сложнее. Молодой человек к моменту окончания школы переживает состояние повышенной тревоги. Оно вызвано высокой степенью неопределенности того, как дальше может сложиться его жизнь, и усугубляется обилием трудностей профессионально-личностного самоопределения [3; Черникова]. Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия учащихся. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательные оценки со стороны педагогов и сверстников [5; Моргулец]. Особое внимание школьная тревожность привлекает потому, что выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жиз¬недеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологиче¬ского благополучия. Данная проблема осложняется тем, что довольно часто в прак¬тике школьной жизни дети с выраженной тревожностью считают¬ся наиболее «удобными» для учителей и родителей: они всегда го¬товят уроки, стремятся выполнять все требования педагогов, не нарушают правила поведения в школе. С другой стороны, это не единственная форма проявления высокой школьной тревожности; зачастую это проблема и наиболее «трудных» детей, которые оце¬ниваются родителями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные», «наглые». Такое разнообразие проявлений школьной тревожности обусловлено неоднородностью причин, приводящих к школьной дезадаптации. Вместе с тем, не¬смотря на очевидность различий поведенческих проявлений, в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать [9; Микляева]. Проблема взаимосвязи между гендерными особенностями и тревожностью проявляющейся у подростков отражена в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых как К. Гуарда (теория дифференциации эмоций); психоаналитические теории (3. Фрейда, К. Хорни); теория Ч.Д. Спилбергера; концепции отечественных психологов (Захаров, И. В, Дубровина, В.Р. Кисловская, Л.И. Божовия, К.С. Лебединская, В.В. Суворова, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитов, Давыдов), которые рассматривают тревожность с точки зрения ее функций выделяя тревожность двух типов: реактивную и личностную, что впрочем, совпадает с теорией Ч.Д. Спилбергера, который различает состояние тревоги и тревожность, как свойство личности. Тревожность в функциональном подходе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом. Также теория К. Изарда, о том, что тревожность – это комплексное сплетение фундаментальных эмоций и других.
Объект исследования: девушки и юноши 9-11-х классов. Предмет исследования: школьная тревожность.
Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию. Мы провели наше исследование на базе МОУ «Летская СОШ». В нашем исследовании принимали участие 61 подросток. Мы считаем, чтобы снизить границы повышенной школьной тревожности, следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость и т.д. Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. В профилактике и преодолении тревожности детей существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, выработка индивидуальной эффективной модели поведения.
Цель исследования – изучение гендерных особенностей проявления тревожности у подростков. Задачи исследования: 1.Подобрать методики для диагностики тревожности у подростков; 2.Определить школьную тревожность обучающихся 9 – 11 классов; 3.Осуществить обработку и интерпретацию результатов; 4.Сделать выводы на основе полученных данных; 5.Разработать брошюру для обучающихся 9 – 11 классов: «Как справиться с тревогой?». 6.Разработать буклеты для педагогов и родителей по общению с тревожными детьми.
Для проведения исследования была отобрана методика «Опросник школьной тревожности», автор: Филлипс. Методика «Опросник школьной тревожности», автор: Филлипс, позволила нам изучить уровень и характер тревожности у подростков. Всего по данной методике можно выделить три уровня школьной тревожности: высокий, средний и низкий. Восемь факторов школьной тревожности: общая школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. На I этапе проведено исследование показателей по 8 факторам школьной тревожности. Результаты отражены в таблице 1, Как мы видим, по результатам исследования тревожности в школе с помощью теста Филлипса, высокий процент по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 24 подростков, т.е. 39% испытуемых. Средний уровень общей тревожности в школе у 38% испытуемых (23 человек). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 77% от всего числа испытуемых расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п. Низкий уровень тревожности в школе имеют лишь 14 школьников, что составляет 23% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений. 15% испытуемых (9 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 38% (23человека), на среднем уровне – 47% (29 человек). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса. У 36% испытуемых (22 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих. Средний уровень страха самовыражения 20% испытуемых, что составляет 12 школьников. Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями. 44% (27 человек) школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области. Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 25% школьников (15 респондентов). То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями. У 34% испытуемых (21 человек) несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее. 41% испытуемых данной выборки (25 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы. 36% – 15 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Более высокий процент испытуемых, а именно, 59% (36 человек), испытывают фрустрацию достижения успеха на среднем уровне. То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать. Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 3 школьника (5% испытуемых), что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной. 38% (23 школьника) испытывают сильный, и 26% (16 школьников) – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Так же, 36% испытуемых (22 человека) не испытывают страха в ситуации проверки знаний У 50% испытуемых (25 школьников) сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 34% испытуемых (17 школьников) (см. Рис.1, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень). 36% испытуемых (22 человека) не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями. 40 человек, 65% имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% испытуемых, что составляет 11 школьников, склонны к данным особенностям. 20% испытуемых, 12 школьник имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах. На II этапе исследования проведено сравнение показателей по 8 факторам школьной тревожности, между девушками и юношами Результаты отражены в диаграмме 2,3,4,5,6,7,8,9. Диаграмма 2 Результаты сравнения показателя общей тревожности в школе, между девушками и юношами Для общей школьной тревожности характерно - общее эмоциональное состо¬яние подростка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень общей тревожности проявляется как у девушек, так и у юношей, но у юношей данный показатель проявляется в большей степени и составляет – 100%, а у девушек – 16%. Средний и низкий уровень общей тревожности проявляется только у девушек и составляет соответственно 50% и 34%. Диаграмма 3 Результаты сравнения показателя переживания социального стресса, между девушками и юношами Для переживания социального стресса характерно - эмоциональное состоя¬ние подростка, на фоне которого развиваются его социальные кон¬такты (прежде всего — со сверстниками). Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень переживания социального стресса проявляется как у девушек, так и у юношей, где отрыв процентности не значителен, у юношей-6%, у девушек-18%. Средний уровень переживания социального стресса у девушек и юношей по процентности так же является незначительным, у девушек он составляет-46%, у юношей-53%. Низкий уровень переживания социального стресса проявляется и у девушек, так и у юношей, но у девушек данный показатель проявляется в большей степени и составляет-18%, у юношей-6%. Диаграмма 4 Результаты сравнения показателя фрустрации потребности в достижении успеха, между девушками и юношами Для фрустрации потребности в достижении успеха характерно - неблаго¬приятный психологический фон, не позволяющий подростку удов¬летворять свои потребности в успехе, достижении высокого резуль¬тата и т. д. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень фрустрации потребности в достижении успеха проявляется как у девушек-39%, так и у юношей-29%. Средний уровень показателя фрустрации потребности в достижении успеха проявляется в большей степени: у девушек он составляет 57%, у юношей 65%. Низкий уровень показателя фрустрации потребности в достижений успеха у юношей и девушек незначителен, у девушек он составляет-4%, у юношей-6%. Диаграмма 5 Результаты сравнения показателя страх самовыражения, между девушками и юношами Страх самовыражения — это негативное эмоциональное пережи¬вание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень страха самовыражения проявляется как у девушек, так и у юношей, но у юношей данный показатель проявляется в большей степени и составляет –82%, у девушек-18%. Средний уровень показателя страха самовыражения проявляется как у юношей, так и у девушек, где отрыв процентности незначителен, у юношей составляет-12%, а у девушек-23%. Низкий уровень данного показателя проявляется как у девушек, так и у юношей, но у девушек проявляется в большей степени и составляет-59%, а у юношей-6%. Диаграмма 6 Результаты сравнения показателя страх ситуации проверки знаний, между девушками и юношами Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публич¬ной) знаний, достижений, возможностей. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень страха самовыражения проявляется как у девушек, так и у юношей, но у юношей данный показатель проявляется в большей степени и составляет –76%, у девушек-23%. Средний уровень показателя страха самовыражения проявляется как у юношей, так и у девушек, где отрыв процентности незначителен, у юношей составляет-24%, а у девушек-27%. Низкий уровень данного показателя проявляется только у девушек и составляет-50%. Диаграмма 7 Результаты сравнения показателя страх не соответствовать ожиданиям окружающих, между девушками и юношами. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориен¬тация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих проявляется как у девушек, так и у юношей, где отрыв процентности незначителен, у девушек составляет-23%, а у юношей-29%. Средний уровень показателя страха самовыражения проявляется как у юношей, так и у девушек, но у юношей данный показатель проявляется в большей степени и составляет –53%, а у девушек-27%. Низкий уровень данного показателя проявляется как у девушек, так и у юношей, но данный показатель девушек проявляется в большей степени и составляет –50%, у юношей-18%. Диаграмма 8 Результаты сравнения показателя низкой физиологической сопротивляемости стрессу, между девушками и юношами. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — это осо¬бенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость подростка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реаги¬рования на тревожный фактор среды. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень общей тревожности проявляется как у девушек, так и у юношей, но у юношей данный показатель проявляется в большей степени и составляет – 100%, а у девушек – 52%. Средний и низкий уровень общей тревожности проявляется только у девушек и составляет соответственно 21% и 27%. Диаграмма 9 Результаты сравнения показателя проблем и страхов в отношении с учителями, между девушками и юношами. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий не¬гативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения. Сравнительный анализ позволяет сделать выводы, что высокий уровень проблем и страхов в отношении с учителями проявляется как у девушек, так и у юношей: у девушек он составляет-2%, а у юношей-12%. Средний уровень показателя страха самовыражения проявляется как у юношей, так и у девушек, но у девушек данный показатель проявляется в большей степени и составляет –64%, у юношей-47%. Низкий уровень данного показателя проявляется как у девушек, так и у юношей, где отрыв процентности незначителен, у девушек составляет-34%, у юношей-41%. Выводы При изучении гендерных особенностей проявления тревожности у подростков можно сделать следующие выводы: Вывод 1. Высокий уровень тревожности проявился по факторам: общая тревожность в школе (39%), страх ситуации проверки знаний (38%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (65%); Средний уровень тревожности проявился по факторам: переживание социального стресса (47%), фрустрация потребности в достижении успеха (59%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (59%); Низкий уровень тревожности проявился по факторам: страх самовыражения (44%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (41%). Вывод 2. • У девушек высокий уровень тревожности проявился по факторам: фрустрация потребности в достижении успеха (38%); • У юношей высокий уровень тревожности проявился по факторам: общая тревожность в школе (100%), переживание социального стресса (41%), страх самовыражения (41%), страх самовыражения (82%), страх ситуации проверки знаний (76%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (29%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (100%), проблемы и страхи в отношении с окружающими (12%). • У девушек средний уровень тревожности проявился по факторам: общая тревожность в школе (50%), страх самовыражения (23%), страх ситуации проверки знаний (27%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (21%), проблемы и страхи в отношении с учителями (64%); • У юношей средний уровень тревожности проявился по факторам: переживание социального стресса (53%), потребность в достижении успеха (65%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (53%); • У девушек низкий уровень тревожности проявился по факторам: общая школьная тревожность (34%), переживание социального стресса (18%), страх самовыражения (59%), страх ситуации проверки знаний (50%), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (50%), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (27%); У юношей низкий уровень тревожности проявился по факторам: фрустрация потребности в достижении успеха (6%), проблемы и страхи в отношении с учителями (41%).
На классных часах с родителями и учащимися совместно. Освоение материала для будущей профессии.
Приложения к работе
Комментарии к работе
Работа без приложений не рассматривается экспертами.

© 2012 - 2020 ИПИМО
Яндекс.Метрика